Свадьба в Бузулуке: Иван Ричардович и Лидия Ивановна
Иван Ричардович Рикман и Лидия Ивановна Левис
объявляются мужем и женой, о чём книге Записи актов гражданского состояния при
Бузулкском уездном Совете крестьянских рабочих и солдатских депутатов сделана
запись на странице 23. Свидетелями этого важного события записаны английский
подданный Франк Кедди (Frank Keddie) и британский подданный Феодор Ригг (Theodore Rigg).
Это была первая свадьба в Бузулуке,
зарегистрированная новыми большевистскими властями уездного города в марте 1918
года, и надо же такому случиться, что это была свадьба англичанина и
американки. Оба трудились в квакерской миссии вспомоществования, работавшей в
этом городе с 1916 года. Революция не испугала английских и американских
квакеров, приехавших помогать беженцам и местным жителям облегчить тяготы,
обрушившиеся на местное население после начала Мировой войны.
С началом войны врачи из местных больниц,
раскиданных там и сям по огромному уезду, были призваны в армию. Местные жители
от этого не стали меньше болеть, и врачебная помощь требовалась в Андреевке, в
Богдановке, в Могутово, во многих других сёлах, да и в самом Бузулуке. Квакеры
призвали английских врачей помочь России. Помимо медицинской помощи квакеры
занимались трудоустройством тех жителей российской империи, которые бежали от
войны на восток. Первая делегация квакеров в Петроград и Москву в апреле 1916
сразу выбрала Бузулук для своей работы помощи, поскольку именно в Бузулукском
уезде соотношение беженцев и местных жителей было наиболее критическим.
Американские (шесть женщин, прибывших в августе 1917) и британские квакеры
открывали мастерские для беженцев, открыли приют для сирот в Могутово,
заполнили дипломированными английскими врачами больницы в уездных сёлах и
деревнях. Помимо оказания медицинской помощи, английские доктора учили местных
фельдшеров, создавая надёжную основу для дальнейшей работы: ведь не вечно же
иностранцам жить и трудиться в этих краях.
Джон Рикман (John Rickman), молодой отказчик, британский
квакер, получивший медицинское образование в Кембридже и прошедший отличную
практику в госпитале св. Томаса в Лондоне, отказался от службы в армии по
религиозным соображениям и приехал в Бузулук. Здесь он организовал работу
больницы в Андреевке, и потом перешёл в больницу в Могутово.
Здесь он и повстречал Лидию Льюис (Lydia Lewis), одну из тех
шестерых американских квакерей, что прибыли в эти края в августе 1917,
буквально накануне революции. Уже в марте 1918 молодые поженились, причём кроме
квакерского обряда «венчания», они осознанно решили зарегистрировать свой
статус у новых властей. Квакеры хотели тем самым продемонстрировать своё
признание новых властей, и заручиться их поддержкой, что очень важно для работы
с местным населением, для работы с беженцами.
В музее Доркинга, родного города Джона
Рикмана, на видном месте хранится ещё один документ, подтверждающий доверие
большевистских властей. Пожелтевшее от времени удостоверение, датированное маем
1918 года, призывает: «все правительственные и общественные учреждения и
начальствующие лица благоволят оказывать Ивану Рикману должное содействие».
Эта справка, вместе с остальными документами,
выданными бузулукскими властями в течение пребывания Рикмана в Бузулукском
уезде, спасла жизнь английскому доктору. Летом 1918 к городу приближались
чехословацкие легионеры. Канонада впервые стала слышна 23 июня, во время
сильной бури: порой было трудно отличить разрывы снарядов от раскатов грома.
Джон и Лидия Рикманы вместе с ещё одним квакером, Франком Кедди, отправились в
приют, расположенный на реке, в Спасо-Преображенском монастыре, в отдалении от
города. Именно у реки, на мосту, они были остановлены красноармейцами, которые
арестовали их по подозрению в шпионаже. Солдаты стали обсуждать, как им быть:
расстрелять эту троицу сразу, или отправить в город на допрос. Франку Кедди
удалось подслушать горячую дискуссию бойцов, и он сумел настоять на том, что их
следует отправить в город, на допрос. Момент был весьма критический, потому что
пальцы солдат уже елозили на курках их ружей. В конце концов, квакеров всё-таки
усадили в телегу, и под конвоем доставили в Бузулук на допрос в комендатуру
города. Секретарь коменданта сразу узнал задержанных иностранцев, и их тотчас
отпустили. Все трое немедленно вернулись в дом на улице Оренбургской, служивший
офисом для квакерской миссии в Бузулуке.
На следующий день Джон Рикман отправился в
Бузулук, в бараки, где жили беженцы — разузнать, как они пережили артобстрел и
пальбу на улицах. И тут его снова арестовали, на этот раз — казаки. Они
доставили его к чехам, те заперли доктора на железнодорожном вокзале, в котором
разместился их штаб. Периодически из комнаты, куда его поместили, выводили
диверсантов и пленных, — их расстреливали тут же, во дворе. Джон Рикман понял,
что вскоре придут и за ним. Он стал убеждать охранника, что сам он — английский
доктор, проработавший последние 18 месяцев в уезде. На это чешский солдат
ответил, что такое заявление только усиливает подозрение в отношении Рикмана,
поскольку им точно известно, что никаких англичан в Бузулукском уезде нет. Вот
тут-то и пришли на помощь его бумаги. Джон Рикман предусмотрительно хранил все
удостоверения и справки, выданные местным Исполкомом Бузулукского Совета, в
которых говорилось, что «все правительственные и общественные учреждения и
начальствующие лица благоволят оказывать гр. Ивану Рикману должное содействие».
В общем, в ответ на такие подозрения, англичанин вытащил из кармана эти
засаленные бумажки с печатями и подписями. Документы оказали нужное впечатление
на чешских офицеров, и квакер был освобождён. Когда чехи поближе познакомились
с Английской миссией, и с той работой, что они делали в Бузулуке и уезде, они
стали всячески помогать им.
Развязавшаяся гражданская война вынудила
квакеров покинуть Бузулук и окрестности: все сотрудники квакерской миссии
успешно уехали осенью 1918 года, и все они добрались до своих родных мест
.Джон и Лидия Рикманы покинули Бузулук
приблизительно в то же время, когда оттуда уехали Теодор Ригг и Эстер Уайт: они
отправились в Англию восточным маршрутом, по Транссибирской магистрали, а затем
по морю — в США. Они были вынуждены задержаться в Иркутске на несколько недель,
где их развлекал Британский консул, настроенный настолько анти-большевистски,
что квакерам пришлось нелегко. Именно в его доме Джон и Лидия встретились с
двумя американскими инженерами, специалистами по горнодобывающей промышленности,
только что прибывшими из Екатеринбурга. Американцы рассказали, что незадолго до
их отъезда из этого города там был расстрелян царь и его семья. Они также
рассказали, что чехи, за неимением достаточного количества людей для охраны
пленных, взяли себе за привычку выстраивать пленных большевиков в ряд, и
расстреливать их. В 1918 году такое зверство было ещё внове. Пару недель спустя
Рикманы и сами стали свидетелями мрачной картины, открывшейся их взорам на
берегу Байкала. У берега стояла баржа, на которой лежали расстрелянные красные,
захваченные в плен. Они были все буквально изрешечены пулями, и свернувшаяся
кровь вытекала из шпигатов в озеро, тут же замерзая.
Рикманы добрались до Владивостока, прибыв туда
1 октября 1918. Билеты до Америки были заказаны заранее, и они немедленно
отправились в Вашингтон по прибытии их судна в США — для того, чтобы из первых
уст поведать о происходящем в Советской России, о ситуации в стране. Они
рассчитывали, что их выслушают хоть с какой-то заинтересованностью, но они были
встречены с формальной любезностью, от них как будто с досадой отмахнулись. И
потом, на всём протяжении их пути в Лондон, Рикманы всякий раз сталкивались с
предубеждениями, как только они пытались показать большевистский эксперимент в
положительном свете.
Рикманы приехали в Англию, и уже в 1919 году
Джон – по совету коллег – едет вместе с Лидией в Вену, к Фрейду. Сам Джон
Рикман работает в Вене с Зигмундом Фрейдом, в то время как его жена
устанавливает контакт с квакерской миссией в Вене. Она – социальный работник с
богатым опытом – пытается теперь в столице Австрии залечивать раны в обществе,
работает с жертвами войн.
Дальнейшая карьера Джона Рикмана блистательна.
Он – один из самых известных психоаналитиков, его труды и публикации широко известны.
Кроме своей научной деятельности Джон Рикман написал две брошюрки по следам
своей работы в России: An eye-witness from Russia и ещё Common sense and our
Russian policy. Надо сказать, что в своих рассказах, выступлениях, статьях в
дальнейшем Рикманы продолжали придерживаться про-советской точки зрения.
Их дочка Lucy Rickman Baruch, жившая в
Лондоне, тоже квакер, вспоминала, что родители могли бесконечно рассказывать о
своих приключениях в России, о том, как они покидали место своего знакомства и
женитьбы на Транссибирском экспрессе, ехали через всю страну.
Рассказ
про английского квакера доктора Рикмана и его свадьбу с американской квакереей
Лидией Льюис в марте 1918 в Бузулуке неожиданно получил продолжение.
Изначально
опубликованный в Бузулукской «Нашей газете» мой рассказ, переведённый мною же на
английский, был размещён в газете города Доркинг, и попала на глаза дочери Джона и Лидии
Рикман. Люси Рикман Барух написала мне, — завязалась переписка.
Дочка
Рикманов прислала мне несколько снимков, сделанных в Бузулуке и уезде сто лет
назад: на них мы видим её родителей и других сотрудников квакерской миссии в
России в 1916-1918.
На
одном из снимков -- Лидия Льюис, облачённая в огромный тулуп. Как писал в своих
дневниках Джон Рикман, они часто должны были разъезжать по квакерским центрам с
провизией и запасами медикаментов, невзирая на пургу. Доктор вспоминал, как
кони неумолимо шли в метель и в снег, белыми хлопьями залеплявший глаза, как
тащили они сани — по сугробам, вздымавшимся повсюду. Сквозь завывание ветра
можно было услышать колокольный звон из ближайшей деревни. Набат разносился над
степью, давая сигнал заплутавшим в пургу. Метель, вспоминал Джон Рикман,
наполняла тебя чувством глубокого одиночества. Путешественник, укутанный в
гигантский тулуп, с высоко поднятым воротником, был вынужден всю дорогу сидеть
неподвижно, оставаясь в безмолвном самосозерцании и размышлениях. Вокруг не
видно ни зги, и лишь только круп лошади, да снег, летящий навстречу,
представали перед взором ездока".
Умер Джон Рикман в 1951 году, оставив научное
наследие. Увы, память о его работе, как и о работе прочих иностранных миссий в
Бузулуке и уезде в нашей стране никакая. Обидно, что у нас быстро забывается
добро, а потом и вовсе может предаваться шельмованию: неспроста они там в
Бузулуке-то, в тиф и холеру, в голод и разруху что-то делали.
Неспроста, да. Их вело туда сострадание и
любовь к ближнему. И хорошо, что живы правнуки и пра-правнуки тех, кого спасли
Лидия Льюис и Джон Рикман и десятки других иностранных работников гуманитарных
миссий. Они и не знают этих имён, ну что ж поделать. Мы знаем. И не забудем.
Комментарии
Отправить комментарий