Королева или диктатор?
Когда
в 1921 году в России разразился страшный голод в Поволжье, и Советские власти поняли, что им не справиться
с пришедшей бедой, они согласились на иностранную
помощь - для спасения умирающих россиян.
После
подписания в Риге 20 августа 1921 года договора РСФСР с американской АРА, в
течение года были подписаны ещё более двадцати договоров с иностранными
организациями, изъявившими желание помогать Советской России. Третьим в этой
серии был договор с квакерами, подписанный 16 сентября 1921 года.
В
1921 году английские и американские квакеры организовали схему поставок
продуктов питания, лекарств, одежды и транспортных средств в помощь голодающим
Поволжья. Деньги для покупки гуманитарной помощи они собирали в своих странах,
обращаясь к своим соотечественникам, — в США и Британии. Свои усилия квакеры
сконцентрировали на тогдашней Самарской губернии, а именно — в Бузулуке и
Сорочинском. Выбор именно этого региона был неслучаен. В 1921 году нарком
Чичерин обращался к квакерам: «Все мероприятия вашей организации в Москве, с
того самого момента, когда вы смогли возобновить их, заслужили признательность
и поддержку с нашей стороны. Самый факт, что Наркоминдел, а равно и другие
советские учреждения, с которыми вы вступили в контакт, создали для вас
совершенно нормальные условия для ведения ваших дел, говорит с достаточной
ясностью о нашем отношении к вашей работе». Чичерин неслучайно говорит о
возобновлении работы квакеров в России. Английские и американские квакеры уже
работали в нашей стране, — в 1916-1918 годах, в Бузулуке и уезде, — тогда они
помогали беженцам и конструктивно сотрудничали как с властями царской России,
так и с большевиками.
Среди
участников первой миссии квакеров была американка Ненси Бабб (Nancy Babb). Уехав из Бузулука
в 1918, она снова вернулась в Россию в 1921, спасать людей от голода, — теперь
в составе американской группы, которая для краткости в переписке с советскими
властями называлась Американская группа ОДК (Общество Друзей-квакеров).
Родившаяся
в 1884 г. Ненси Бабб имела диплом учителя и биолога, до своей поездки в Россию
в составе первой группы американских квакеров в 1917 году, она работала
учителем в Вирджинии.
У Ненси
Бабб был непростой характер, она имела репутацию человека, с которым очень
трудно сработаться. Коллеги из американского ОДК даже хотели уволить её,
отослать обратно в США, но в конце концов сошлись на компромиссном варианте:
мисс Бабб отправили в Тоцкое, где она работала в одиночку, опираясь на местное
население. И надо сказать, что её разумный, практичный и независимый подход к
делу быстро снискал уважение, сочувствие и — со временем — горячую
благодарность местных жителей, Советов, исполкомов и крестьянских общин, с
которыми она работала. При этом американские квакеры между собой называли её
«Диктатором Тоцкого».
Кроме
программы кормления голодающего населения, Ненси Бабб активно принялась за
создание рабочих мест в Тоцком и в деревнях вокруг села. Кроме этого, она
занималась вопросами образования и помогала восстановлению медицины в Тоцком. В
отчёте, составленном в 1928 году, после отъезда из РСФСР, она кратко
суммировала свою «пятилетку» работы в 1922-1927 в своём Тоцком регионе:
а) помощь голодающим – распорядитель
продовольственной программы
б) помощь в восстановлении района.
в) медицинская помощь – борьба с
эпидемией малярии, устройство детских больниц, обеспечение продовольствием
голодающих детей, сирот и др.
г) учреждение, строительство,
обустройство и обеспечение инструментами новой больницы и восстановление
разрушенного летнего санатория с прилегающим подсобным хозяйством.
Американский экономист, защитник
гражданских прав и коммунист Роберт Данн (Robert Dunn), тоже работавший с квакерами в этом
регионе, так писал про один из проектов Ненси Бабб осенью 1922 года:
«Прошлой весной Ненси Бабб объявила,
что крестьяне, проживающие в Тоцкой волости могут получить одежду в обмен на
шерсть. Отклик был хороший. Шерсть передавали специалистам валяльного цеха: они
работали за квакерский «спецпаёк». Кооператив в Тоцком предоставил свои помещения
и полки для временного хранения продукции. Первый результат этих усилий — более
500 пар детских валенок. Опыт подхватили. Чуть южнее, в Богдановской волости,
уже 1200 ребят будут обеспечены валенками благодаря схожей схеме производства
этого вида обуви — под руководством мисс Бабб и в сотрудничестве с местным
комитетом Помгола. И ещё тысяча детишек будут бегать по снегу, — в Пронкинской,
Баклановской и Марковской волостях. В течение месяца около 5000 детей в общей
сложности будут обеспечены зимней обувью в регионах, находящихся под надзором
мисс Бабб. В запасе есть достаточное количество валенок: изношенные будут
быстро заменены на новые без задержки».
Краеведы из Богдановки в недавно
выпущенной книге[1]
пишут про Нэнси Бабб, что деятельная и инициативная Нэнси Бабб, сотрудничая с
местной властью, помогала богдановцам продуктовыми пайками, одеждой,
медикаментами. В бывшем доме священника Бельского она организовала дом-патронат
для детей-сирот. Открыла два пункта питания, кухни «чёрную» и «белую». «Чёрная»
варила для взрослых, а «белая» — для детей. Она привезла в Богдановку швейные
машинки и другое оборудование для развития кустарного производства. Такое
производство в селе было налажено. Созданный ею «Кустпром» (впоследствии «Дом
быта») работал в Богдановке до середины 1980-х. Если бы не энергичность, не
инициативность, милосердие мисс Бабб, кто знает, сколько бы богдановцев умерло
от голода»… Авторы этой книги пишут, что «Американка сама ездила по сёлам в
коляске мотоциклета и проверяла, чтобы всё делили поровну, чтобы не было
воровства, во всём старалась быть справедливой. Разговаривала она по-русски, но
с акцентом. Также присылала хинин от лихорадки, эпидемия которой была в то
время. Мисс Бабб отдала благотворительной работе в России около 10 лет жизни».
Нэнси Бабб на строительстве моста близ Тоцкого |
Последним аккордом работы американки в
Тоцком стало здание больницы. Она писала: «Наркомат иностранных дел извещает
нас о готовности Наркомздрава любыми способами раздобыть 50% средств,
необходимых на отделку и оборудование нового корпуса.
Это первое крупное
здание, которое будет построено здесь со времён войны, и местные жители очень
гордятся тем, что для строительства будут использованы изготовленные ими
кирпичи».
Больницу
открыли в 1927 году, здание и по сей день стоит в центре Тоцкого: теперь там Дом
детского творчества.
В 1997 году я был в Тоцком, и разговорился с бывшим
учителем, 86-леним Петром Леонтьевичем, жившим рядом с этим зданием. Он хорошо
помнил день открытия больницы: «В течение четырех дней до знаменательного
события лил проливной дождь, на дорогах повсюду — непроходимая грязь. Но в день
открытия с утра выглянуло солнце и осветило новенькие кровати, плиточный пол и
сверкающие водопроводные краны».
Нэнси
Бабб уехала из Тоцкого в 1927 году. Медперсонал Тоцкой больницы написал ей
благодарственное письмо: «Охрана здоровья грудных детей, дошкольников,
беременных и кормящих женщин, родильный
дом, больничная палата, аптеки, детский санаторий, дневной стационар для
туберкулезных больных, лекционная работа — все это Вы смогли поставить на
твердую основу. А кроме всего этого, Вам удалось построить прекрасную новую
больницу — лучшую в районе».
Пётр Леонтьевич вспоминал, что Нэнси Бабб ещё раз побывала в Тоцком. Она приехала как туристка сюда в 1936, фотографировалась с местными медработниками на ступеньках больницы. «Её встречали как королеву, чуть не на руках носили» рассказывал мне старый учитель.
Несколько лет назад я получил письмо
из США от Ненси Когсдейл, племянницы Мисс Бабб (её и назвали в честь тёти). Она
поделилась интересной историей: в 1939 году в Нью-Йорке проходила Всемирная
выставка, и две Нэнси — тётя и племянница — отправились туда. Нэнси Когсдейл
вспоминала, с каким жаром её тётушка вступила в спор с советским гидом в
павильоне СССР. Официальный экскурсовод рассказывал о чудесной стране Советов,
где всё для блага простого человека, и где жизнь привольна и широка.
Нэнси-старшая стала опровергать все тезисы официальной пропаганды, введя в
замешательство московского пропагандиста. Делала она это вслух, к удовольствию
и интересу публики, периодически переходя — для убедительности — на русский, ссылалась
на свой опыт жизни в Тоцком.
В последний свой визит в Тоцкое я сам
убедился, что память о Нэнси Бабб была жива: на местном маленьком рынке на мой
вопрос, обращённый к женщинам, торговавшим молоком, знают ли они, что в 1920-е
тут жила американка, они хором ответили: «А как же»! И указали на дом, в котором
70 лет тому назад проживала Ненси Бабб.
Глава «Мисс Бабб» в книге про село
Богдановка кончается так: «Спасибо, мисс Бабб, мы вас помним». Вот что такое
память народная.
Комментарии
Отправить комментарий