Вильям Маршалович Вилдон



Его расстреляли на рождество в 1937 году. Ему было 44 года. Расстреляли чекисты. В Москве. По документам расстрелянный троцкист значился как советский гражданин Вильям Маршалович Вилдон. На самом деле, его звали Уильям Маршал Уилдон (William Marshall Wheeldon). Родился он в графстве Ланкашир в 1892. Вскоре семья переехала в Дербишир, в город Дерби. Семья была необычная: мама Элис Уилдон, борец за права женщин, суфражистка, противник войны и насилия. Такими же она воспитала и своих детей: дочерей Нелли, Уинни и Хетти, и сына Уилла.



Началась Первая мировая война. В 1915 году мама Элис с сыном и дочерями присоединились к Сообществу за отмену призыва (No Conscription Fellowship). Элис предоставляла «укрывище» для отказчиков совести — в своем магазине подержанной одежды на Пеар Три Роуд, 12, в Дерби. В декабре 1916 она приютила Алекса Гордона, который утверждал, что он анархист — а на самом деле он был секретным агентом британской разведки. Бурная деятельность Элис вызывала раздражение у властей, и вскоре — не без помощи тайного агента — ей подбросили пакетики с стрихнином и ядом кураре. Элис Уилдон была арестована, а затем признана виновной в заговоре аж против самого Британского премьер-министра Ллойда Джорджа. 30 января 1917 года её с дочерями бросили в тюрьму, где она объявила голодовку в знак протеста против абсурдного обвинения. Премьер-министр Ллойд-Джордж настоял на условно-досрочном освобождении своей якобы «отравительницы» в декабре 1917.

В такой активной семье сын Уильям тоже был парнем не промах: уже в 1916 его обвинили в «умышленном препятствовании полицейским при исполнении ими своих обязанностей», он был помещён под стражу на месяц.

После освобождения пацифист Уилл потребовал предоставления ему статуса сознательного отказчика, но его снова осудили, и отправили исполнять каторжные работы на 56 суток. По окончании срока он был насильственно отправлен в казармы, откуда успешно сбежал. В 1917 его ловят, судят, и он получает срок полтора года тюрьмы.

В 1919 году умирает его мать Элис Уилдон, гуманные тюремные власти отпускают его на похороны. Уилл, который к этому времени стал революционером-леваком, укутывает гроб матушки красным знаменем — перед погребением.

Уильям Уилдон перед своими посадками в тюрьмы работал учителем, но по отбытии своих сроков человеку с таким прошлым нет места в школе — таков приговор властей. Поскольку Уильям Уилдон не смог получить работу по специальности в своей родной стране, он отправляется в Советскую Россию вместе с Квакерской службой помощи — в Бузулук, где он помогает русским преодолевать последствия страшного голода. Уильям работает там до 1925 года.

Секретарь Лондонского Квакерского комитета Рут Фрай (Ruth Fry), побывавшая в 1925 году в Бузулуке писала в своём дневнике 6 января: «Я с коллегой пошла пить чай к Биллу Уилдону и его русской жене, по пути мы любовались на красиво освещённую церковь. Там и сям виднелись группы верующих». Русскую жену Уилдона звали Зина Иванова. Житель города Бузулука В. Мельников вспоминал много лет спустя: «В 1923 году мистер Вилдон женился на машинистке конторы Зине Ивановой. Исполняя волю родителей невесты, их обвенчали по христианскому обычаю в соборе. Я был приглашён Зиной, и как шафер во время церемонии держал над её головой венец [1].

Они стали Вилдонами, — так писали их фамилию советские чиновники. Уилл и Зина Вилдоны переехали из Бузулука в Самару, а потом в Москву, жили в гостинице, где проживали иностранные сотрудники Коминтерна. Уилдон поступает на работу в Коминтерн переводчиком.

Тот же В. Мельников вспоминал: «Спустя десять лет судьба вновь свела меня с этими людьми. Я учился в институте. Как-то, проходя мимо гостиницы «Националь», встретил Зину. Оказалось, что Вилдон работает в Коминтерне. При встрече с самим Вилдоном у нас состоялся разговор. Мистер Вилдон, узнав причину моего пребывания в Москве, очень удивился: откуда у меня появились средства на учёбу в институте. Я пояснил, что обучение в нашей стране бесплатное, кроме того, за всё время учёбы государство ежемесячно выплачивает сумму в размере ежемесячного заработка. Вилдон ещё более удивился и сказал, что, если он расскажет об этом в Англии, ему никто не поверит».

В 1928 году Уилла навестила его старшая сестра Нелли, активистка английского кооперативного движения. Она приехала в сопровождении Тома Белла, исполнительного члена Коммунистической партии Великобритании, и его сына Оливера. Нелли работала корректором в английской секции Коминтерна, и также остановилась в той же гостинице. Винни Мейсон, младшая сестра, переписывалась с Уиллом, и уже получила паспорт для поездки в Советский Союз, но Уилл в своих письмах настоятельно рекомендовал ей не ехать. В начале 30-х англичанин, очевидно, начал понимать, что не всё в порядке в стране победившего пролетариата.

Дальнейшие следы Уилла и его русской семьи затерялись, и только после перестройки и открытия чекистских архивов в 1990-х годах стало известно, что Уилл был арестован как троцкист 5 октября 1937 года. Его признали виновным в шпионаже и в членстве в диверсионной группе, и приговорили к расстрелу. Уильям Уилдон был расстрелян на Рождество 1937.

Только в 1992 году Министерство иностранных дел Великобритании смогло уведомить родственников Уильяма Маршалла Уилдона о его смерти.
В российском архиве РГАСПИ в фонде 495, Опись 198, хранится личное дело №537 Вильяма Маршаловича Вилдона.

Трагический конец пацифиста и идеалиста из далёкого графства Дербишир. За отказ взять в руки оружие его родина только упрятала Уилдона в тюрьму, ненадолго. За выдуманную диверсионную деятельность страна, где поселился Вилдон, убила его. На их доме в Дерби британские власти разместили мемориальную доску в память его матери. В России не то что доски, даже могилы Уильяма Маршала Уилдона нет.





[1] «Под знаменем Ленина», № 91, 12.06.1990 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров

Внук Льва Толстого и квакеры