Я много лет всей душой симпатизирую Друзьям - первая русская квакерея
Невестка Льва Николаевича Толстого, тёща Сергея Есенина, сестра героини картины Ярошенко «Курсистка» и она же сестра начштаба Колчака. Это всё — графиня Ольга Константиновна Толстая, урождённая Дитерихс. И она же – первая русская квакерея.
Отличие квакеров от всех, пожалуй, остальных церквей заключается в том, что Друзья – говоря простым языком – не ставят задачи привести нового человека в лоно своей церкви. Участие в квакерских молитвенных собраниях не требует обязательного членства. Вступление в Религиозное Общество Друзей – процесс неторопливый, как и многое у квакеров. Вступление в членство – это, к тому же, двусторонний процесс, в котором участвует и человек, и сама община. Членство -- внешнее признание внутреннего роста приверженности или принадлежности к Религиозному Обществу Друзей.
Многие люди участвуют в жизни квакерских общин, и никогда не становятся членами Общества Друзей. Однако для многих важно вступление в Религиозное Общество, и именно это ясно чувствовала Ольга Толстая. Откуда всё это у неё?
В свои 27 лет Ольга, красивая, умная, образованная и увлеченная идеями Толстого (её сестра замужем за В. Чертковым) знакомится с повесой и весельчаком Андреем Толстым, сыном писателя. Они вскоре поженятся в Туле.
Рождаются дети – Соня (в 1900) и Илья (1903). Но уже в 1904 году Андрей, через 5 лет семейной жизни, увлекается Анной Толмачёвой, дочерью генерала Соболева. Ольга, узнав об этой связи, уезжает с детьми в Англию к сестре Анне. Сестра живёт в Альбионе со своим мужем В. Чертковым, помощником Толстого. Владимир Григорьевич был вынужден покинуть Россию ещё семь лет назад – его выслали власти за помощь русским духоборам. Именно в Англии состоялось первое знакомство Ольги Толстой с квакерами: они проявляли большой интерес к идеям Толстого и к Черткову. Собственно, вся натура Ольги полностью соответствовала идеалам квакеров: мудрая, религиозная, стремящаяся помочь тем, кто нуждается, сторонница ненасилия.
Эти черты невестки Толстого были очень милы сердцу великого русского писателя, который обожал Ольгу и внуков -- детей своего легкомысленного сына. Андрей Львович, теперь уже расставшийся с Толмачёвой, уводит из семьи жену тульского губернатора Арцимовича. У него серьёзное чувство, и он даже едет в Англию к первой жене и разводится с ней. В 1908 году он женится на Екатерине Арцимович. Ольга Константиновна остаётся одна, с двумя детьми. Она возвращается в Россию, в Москву.
Встречи с английскими квакерами сделали её имя известным в Британском Обществе Друзей, они поддерживают контакты с Ольгой уже после того, как она возвращается на родину. В 1916 году делегация английских квакеров, приехавшая в Россию с целью организации помощи беженцам, жертвам Мировой войны, контактирует с Ольгой Толстой.
В 1918 году работавшая в Бузулуке Английская Миссия на своём заседании 20 мая 1918 года, в частности, решает: «Просить Теодора Ригга и д-ра Пирсона провести беседу с Ольгой Толстой в Москве с тем, чтобы понять, готова ли она примкнуть к нам в деле размещения беженцев по стране». Квакерская вера, кроме участия в молитвенных собраниях предполагает и служение обществу: если человек становится квакером, то он или она выбирает путь, который дает возможность использовать во всей полноте его/её дарования для служения Богу и обществу.
К сожалению, Ольга Толстая так никогда и не смогла помогать квакерам в Поволжье. О том, что она была принята в Религиозное Общество Друзей говорят многие документы в квакерских архивах. В частности, в ноябре 1920 года Анна Хейнс (Anna Haines), много проработавшая в России квакер, упоминает -- в переписке с Вилбуром Томасом (Wilbur Thomas), Секретарём организации квакеров США -- что Ольга Толстая была признана членом Общества и числится в Лондонском Годовом Собрании. Это произошло когда-то в 1920-же году: Ольга Константиновна передала просьбу о членстве устно через работавшего в России и вернувшегося в Лондон британского квакера Грегори Уэлча (Gregory Welch). Анна Хейнс, хорошо знающая, что такое Советская Россия, пишет, что новость о членстве в Обществе Друзей нужно передать устно, ибо письменное уведомление о членстве в каком-либо Английском Обществе может быть опасным для Ольги Толстой: «I asked to take a verbal notification of admission to her as it was felt a written notice of membership in an English Society might work a hardship upon her at the present time».
А в 1922 году Ольга Толстая получает, наконец, долгожданный сертификат, подтверждающий членство в Религиозном Обществе друзей. Его привёз сотрудник британской миссии квакеров в Бузулуке Алберт Коттерелл (A.P.I. Cotterell), проезжавший через Москву. Ольга пишет ему в январе 1922 года следующее письмо:
Дорогой друг, А. Коттерелл
Пожалуйста, извините, что не знаю вашего полного имени.
По возвращении из Ясной Поляны около месяца назад я получила ваше письмо вместе с Сертификатом о моем членстве в Обществе. Мне очень жаль, что я не встретилась с вами лично, так как моя сестра говорила о вас с большой симпатией, и я уверена, что беседа с вами была бы очень полезной для меня. Большое вам спасибо за добрые слова в вашем письме, они очень помогли мне.
Я испытала огромную радость от получения Сертификата, почувствовала себя ещё более сильной, -- в то время у меня были большие неприятности. Хотя я уже много лет всей душой симпатизирую Друзьям, полностью разделяя их принципы, но я, тем не менее, ощутила, что передо мной открылась новая жизнь. Жалко только, что это изменение в моей жизни пришло так поздно, когда я уже состарилась, когда дети мои уже выросли, и я не могу принести много пользы. Я молю Бога, чтобы он помог стать мне членом вашего Общества, достойным этого имени, помог стать полезным в вашем служении. Я была бы рада помочь Обществу здесь, в России в той мере, насколько смогу. Хотя здесь и нет общества, носящего имя «Друзья», но в России очень много людей, которые разделяют ваши идеи, особенно касательно войны. Поэтому я не буду слишком одинока в этом отношении.
Пожалуйста, расскажите обо мне моим новым друзьям, всем тем, кто стоит во главе Общества, тем, кто согласился принять меня в качестве члена. Передайте им мои наилучшие пожелания и дружеские приветствия. Если это было решением всего Общества, то дайте знать всем, что я с глубокой благодарностью и почтением принимаю ту великую привилегию, которую Общество даровало мне.
Я еще раз благодарю вас, дорогой Друг, за ваше письмо и надеюсь встретиться с вами когда-нибудь,
С братской любовью,
Искренне Ваша,
Ольга Толстая
Так никогда не побывавшая в Бузулуке Ольга Толстая, тем не менее, благословляет на помощь квакерам своего сына, Илью Толстого. В 1923 внук великого русского писателя Илья Андреевич Толстой, которому было тогда всего 20 лет, принимает активное участие в квакерском проекте закупки лошадей для крестьян Бузулукского уезда. Он успешно справился с поставленной задачей, о чём его спутник, квакер Алфред Смалтс (Alfred Smaltz) писал в письме коллегам: «Успех экспедиции всецело зависел от Ильи Толстого. На него была возложена огромная ответственность, но он прекрасно справился со всеми поставленными задачами, несмотря на юный возраст».
![]() |
Ольга Константиновна Толстая (в девичестве Дитерихс) |
Отличие квакеров от всех, пожалуй, остальных церквей заключается в том, что Друзья – говоря простым языком – не ставят задачи привести нового человека в лоно своей церкви. Участие в квакерских молитвенных собраниях не требует обязательного членства. Вступление в Религиозное Общество Друзей – процесс неторопливый, как и многое у квакеров. Вступление в членство – это, к тому же, двусторонний процесс, в котором участвует и человек, и сама община. Членство -- внешнее признание внутреннего роста приверженности или принадлежности к Религиозному Обществу Друзей.
Многие люди участвуют в жизни квакерских общин, и никогда не становятся членами Общества Друзей. Однако для многих важно вступление в Религиозное Общество, и именно это ясно чувствовала Ольга Толстая. Откуда всё это у неё?
В свои 27 лет Ольга, красивая, умная, образованная и увлеченная идеями Толстого (её сестра замужем за В. Чертковым) знакомится с повесой и весельчаком Андреем Толстым, сыном писателя. Они вскоре поженятся в Туле.
![]() |
Выписка из метрической книги о бракосочетании Ольги и Андрея Толстых. 1899г. |
Рождаются дети – Соня (в 1900) и Илья (1903). Но уже в 1904 году Андрей, через 5 лет семейной жизни, увлекается Анной Толмачёвой, дочерью генерала Соболева. Ольга, узнав об этой связи, уезжает с детьми в Англию к сестре Анне. Сестра живёт в Альбионе со своим мужем В. Чертковым, помощником Толстого. Владимир Григорьевич был вынужден покинуть Россию ещё семь лет назад – его выслали власти за помощь русским духоборам. Именно в Англии состоялось первое знакомство Ольги Толстой с квакерами: они проявляли большой интерес к идеям Толстого и к Черткову. Собственно, вся натура Ольги полностью соответствовала идеалам квакеров: мудрая, религиозная, стремящаяся помочь тем, кто нуждается, сторонница ненасилия.
![]() |
Ольга и Андрей Толстые |
Эти черты невестки Толстого были очень милы сердцу великого русского писателя, который обожал Ольгу и внуков -- детей своего легкомысленного сына. Андрей Львович, теперь уже расставшийся с Толмачёвой, уводит из семьи жену тульского губернатора Арцимовича. У него серьёзное чувство, и он даже едет в Англию к первой жене и разводится с ней. В 1908 году он женится на Екатерине Арцимович. Ольга Константиновна остаётся одна, с двумя детьми. Она возвращается в Россию, в Москву.
![]() |
Л.Н. Толстой с внуками Ильёй и Соней Толстыми |
Встречи с английскими квакерами сделали её имя известным в Британском Обществе Друзей, они поддерживают контакты с Ольгой уже после того, как она возвращается на родину. В 1916 году делегация английских квакеров, приехавшая в Россию с целью организации помощи беженцам, жертвам Мировой войны, контактирует с Ольгой Толстой.
![]() |
Три сестры Дитерихс: Ольга Толстая в центре |
В 1918 году работавшая в Бузулуке Английская Миссия на своём заседании 20 мая 1918 года, в частности, решает: «Просить Теодора Ригга и д-ра Пирсона провести беседу с Ольгой Толстой в Москве с тем, чтобы понять, готова ли она примкнуть к нам в деле размещения беженцев по стране». Квакерская вера, кроме участия в молитвенных собраниях предполагает и служение обществу: если человек становится квакером, то он или она выбирает путь, который дает возможность использовать во всей полноте его/её дарования для служения Богу и обществу.
К сожалению, Ольга Толстая так никогда и не смогла помогать квакерам в Поволжье. О том, что она была принята в Религиозное Общество Друзей говорят многие документы в квакерских архивах. В частности, в ноябре 1920 года Анна Хейнс (Anna Haines), много проработавшая в России квакер, упоминает -- в переписке с Вилбуром Томасом (Wilbur Thomas), Секретарём организации квакеров США -- что Ольга Толстая была признана членом Общества и числится в Лондонском Годовом Собрании. Это произошло когда-то в 1920-же году: Ольга Константиновна передала просьбу о членстве устно через работавшего в России и вернувшегося в Лондон британского квакера Грегори Уэлча (Gregory Welch). Анна Хейнс, хорошо знающая, что такое Советская Россия, пишет, что новость о членстве в Обществе Друзей нужно передать устно, ибо письменное уведомление о членстве в каком-либо Английском Обществе может быть опасным для Ольги Толстой: «I asked to take a verbal notification of admission to her as it was felt a written notice of membership in an English Society might work a hardship upon her at the present time».
![]() |
Английский квакер A.P.I. Cotterell |
А в 1922 году Ольга Толстая получает, наконец, долгожданный сертификат, подтверждающий членство в Религиозном Обществе друзей. Его привёз сотрудник британской миссии квакеров в Бузулуке Алберт Коттерелл (A.P.I. Cotterell), проезжавший через Москву. Ольга пишет ему в январе 1922 года следующее письмо:
Дорогой друг, А. Коттерелл
Пожалуйста, извините, что не знаю вашего полного имени.
По возвращении из Ясной Поляны около месяца назад я получила ваше письмо вместе с Сертификатом о моем членстве в Обществе. Мне очень жаль, что я не встретилась с вами лично, так как моя сестра говорила о вас с большой симпатией, и я уверена, что беседа с вами была бы очень полезной для меня. Большое вам спасибо за добрые слова в вашем письме, они очень помогли мне.
Я испытала огромную радость от получения Сертификата, почувствовала себя ещё более сильной, -- в то время у меня были большие неприятности. Хотя я уже много лет всей душой симпатизирую Друзьям, полностью разделяя их принципы, но я, тем не менее, ощутила, что передо мной открылась новая жизнь. Жалко только, что это изменение в моей жизни пришло так поздно, когда я уже состарилась, когда дети мои уже выросли, и я не могу принести много пользы. Я молю Бога, чтобы он помог стать мне членом вашего Общества, достойным этого имени, помог стать полезным в вашем служении. Я была бы рада помочь Обществу здесь, в России в той мере, насколько смогу. Хотя здесь и нет общества, носящего имя «Друзья», но в России очень много людей, которые разделяют ваши идеи, особенно касательно войны. Поэтому я не буду слишком одинока в этом отношении.
Пожалуйста, расскажите обо мне моим новым друзьям, всем тем, кто стоит во главе Общества, тем, кто согласился принять меня в качестве члена. Передайте им мои наилучшие пожелания и дружеские приветствия. Если это было решением всего Общества, то дайте знать всем, что я с глубокой благодарностью и почтением принимаю ту великую привилегию, которую Общество даровало мне.
Я еще раз благодарю вас, дорогой Друг, за ваше письмо и надеюсь встретиться с вами когда-нибудь,
С братской любовью,
Искренне Ваша,
Ольга Толстая
Так никогда не побывавшая в Бузулуке Ольга Толстая, тем не менее, благословляет на помощь квакерам своего сына, Илью Толстого. В 1923 внук великого русского писателя Илья Андреевич Толстой, которому было тогда всего 20 лет, принимает активное участие в квакерском проекте закупки лошадей для крестьян Бузулукского уезда. Он успешно справился с поставленной задачей, о чём его спутник, квакер Алфред Смалтс (Alfred Smaltz) писал в письме коллегам: «Успех экспедиции всецело зависел от Ильи Толстого. На него была возложена огромная ответственность, но он прекрасно справился со всеми поставленными задачами, несмотря на юный возраст».
![]() |
Ольга Толстая в квакерском центре в Москве |
Ольга так и осталась в Москве, помогая разным людям в той мере, в какой могла, делами доказывая приверженность квакерским принципам. Среди многих добрых дел была, например, и попытка помочь сотруднице квакерского центра в Москве Марии Мансуровой. Ольга Толстая писала в мае 1924 года Екатерине Пешковой:
«Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, направляю к Вам мою хорошую знакомую Марию Александровну Мансурову, к которой прошу Вас отнестись с полным доверием. Это прекраснейший и чистый, как хрусталь, человек, само благородство и простота. Она служит у квакеров, где пользуется общим уважением. Ее дочка, 20 лет, была арестована в четверг на Страстной неделе. М.б. Вы помогли бы ей выяснить обстоятельства дела и что ей вменяется. При разговоре имейте в виду, что Мария Ал плохо слышит. С большим уважением. О. Толстая»
О дальнейших контактах Ольги Толстой с квакерами ничего не известно. Времена наступали тяжёлые и сестра командующего Сибирской армией, колчаковца, могла легко сгинуть за родственные связи, и за связи с иностранными сектантами.
![]() |
Могила Ольги Толстой в Кочаках, близ Ясной Поляны |
Однако судьба была благосклонна к первой русской квакерее, -- она умерла в своей постели 14 октября 1951 года и похоронена на небольшом сельском кладбище в Кочаках, неподалёку от Ясной Поляны.
Комментарии
Отправить комментарий