Я много лет всей душой симпатизирую Друзьям - первая русская квакерея
Невестка Льва Николаевича Толстого, тёща Сергея Есенина, сестра героини картины Ярошенко «Курсистка» и она же сестра начштаба Колчака. Это всё — графиня Ольга Константиновна Толстая, урождённая Дитерихс. И она же – первая русская квакерея.
Отличие квакеров от всех, пожалуй, остальных церквей заключается в том, что Друзья – говоря простым языком – не ставят задачи привести нового человека в лоно своей церкви. Участие в квакерских молитвенных собраниях не требует обязательного членства. Вступление в Религиозное Общество Друзей – процесс неторопливый, как и многое у квакеров. Вступление в членство – это, к тому же, двусторонний процесс, в котором участвует и человек, и сама община. Членство -- внешнее признание внутреннего роста приверженности или принадлежности к Религиозному Обществу Друзей.
Многие люди участвуют в жизни квакерских общин, и никогда не становятся членами Общества Друзей. Однако для многих важно вступление в Религиозное Общество, и именно это ясно чувствовала Ольга Толстая. Откуда всё это у неё?
В свои 27 лет Ольга, красивая, умная, образованная и увлеченная идеями Толстого (её сестра замужем за В. Чертковым) знакомится с повесой и весельчаком Андреем Толстым, сыном писателя. Они вскоре поженятся в Туле.
Рождаются дети – Соня (в 1900) и Илья (1903). Но уже в 1904 году Андрей, через 5 лет семейной жизни, увлекается Анной Толмачёвой, дочерью генерала Соболева. Ольга, узнав об этой связи, уезжает с детьми в Англию к сестре Анне. Сестра живёт в Альбионе со своим мужем В. Чертковым, помощником Толстого. Владимир Григорьевич был вынужден покинуть Россию ещё семь лет назад – его выслали власти за помощь русским духоборам. Именно в Англии состоялось первое знакомство Ольги Толстой с квакерами: они проявляли большой интерес к идеям Толстого и к Черткову. Собственно, вся натура Ольги полностью соответствовала идеалам квакеров: мудрая, религиозная, стремящаяся помочь тем, кто нуждается, сторонница ненасилия.
Эти черты невестки Толстого были очень милы сердцу великого русского писателя, который обожал Ольгу и внуков -- детей своего легкомысленного сына. Андрей Львович, теперь уже расставшийся с Толмачёвой, уводит из семьи жену тульского губернатора Арцимовича. У него серьёзное чувство, и он даже едет в Англию к первой жене и разводится с ней. В 1908 году он женится на Екатерине Арцимович. Ольга Константиновна остаётся одна, с двумя детьми. Она возвращается в Россию, в Москву.
Встречи с английскими квакерами сделали её имя известным в Британском Обществе Друзей, они поддерживают контакты с Ольгой уже после того, как она возвращается на родину. В 1916 году делегация английских квакеров, приехавшая в Россию с целью организации помощи беженцам, жертвам Мировой войны, контактирует с Ольгой Толстой.
В 1918 году работавшая в Бузулуке Английская Миссия на своём заседании 20 мая 1918 года, в частности, решает: «Просить Теодора Ригга и д-ра Пирсона провести беседу с Ольгой Толстой в Москве с тем, чтобы понять, готова ли она примкнуть к нам в деле размещения беженцев по стране». Квакерская вера, кроме участия в молитвенных собраниях предполагает и служение обществу: если человек становится квакером, то он или она выбирает путь, который дает возможность использовать во всей полноте его/её дарования для служения Богу и обществу.
К сожалению, Ольга Толстая так никогда и не смогла помогать квакерам в Поволжье. О том, что она была принята в Религиозное Общество Друзей говорят многие документы в квакерских архивах. В частности, в ноябре 1920 года Анна Хейнс (Anna Haines), много проработавшая в России квакер, упоминает -- в переписке с Вилбуром Томасом (Wilbur Thomas), Секретарём организации квакеров США -- что Ольга Толстая была признана членом Общества и числится в Лондонском Годовом Собрании. Это произошло когда-то в 1920-же году: Ольга Константиновна передала просьбу о членстве устно через работавшего в России и вернувшегося в Лондон британского квакера Грегори Уэлча (Gregory Welch). Анна Хейнс, хорошо знающая, что такое Советская Россия, пишет, что новость о членстве в Обществе Друзей нужно передать устно, ибо письменное уведомление о членстве в каком-либо Английском Обществе может быть опасным для Ольги Толстой: «I asked to take a verbal notification of admission to her as it was felt a written notice of membership in an English Society might work a hardship upon her at the present time».
А в 1922 году Ольга Толстая получает, наконец, долгожданный сертификат, подтверждающий членство в Религиозном Обществе друзей. Его привёз сотрудник британской миссии квакеров в Бузулуке Алберт Коттерелл (A.P.I. Cotterell), проезжавший через Москву. Ольга пишет ему в январе 1922 года следующее письмо:
Дорогой друг, А. Коттерелл
Пожалуйста, извините, что не знаю вашего полного имени.
По возвращении из Ясной Поляны около месяца назад я получила ваше письмо вместе с Сертификатом о моем членстве в Обществе. Мне очень жаль, что я не встретилась с вами лично, так как моя сестра говорила о вас с большой симпатией, и я уверена, что беседа с вами была бы очень полезной для меня. Большое вам спасибо за добрые слова в вашем письме, они очень помогли мне.
Я испытала огромную радость от получения Сертификата, почувствовала себя ещё более сильной, -- в то время у меня были большие неприятности. Хотя я уже много лет всей душой симпатизирую Друзьям, полностью разделяя их принципы, но я, тем не менее, ощутила, что передо мной открылась новая жизнь. Жалко только, что это изменение в моей жизни пришло так поздно, когда я уже состарилась, когда дети мои уже выросли, и я не могу принести много пользы. Я молю Бога, чтобы он помог стать мне членом вашего Общества, достойным этого имени, помог стать полезным в вашем служении. Я была бы рада помочь Обществу здесь, в России в той мере, насколько смогу. Хотя здесь и нет общества, носящего имя «Друзья», но в России очень много людей, которые разделяют ваши идеи, особенно касательно войны. Поэтому я не буду слишком одинока в этом отношении.
Пожалуйста, расскажите обо мне моим новым друзьям, всем тем, кто стоит во главе Общества, тем, кто согласился принять меня в качестве члена. Передайте им мои наилучшие пожелания и дружеские приветствия. Если это было решением всего Общества, то дайте знать всем, что я с глубокой благодарностью и почтением принимаю ту великую привилегию, которую Общество даровало мне.
Я еще раз благодарю вас, дорогой Друг, за ваше письмо и надеюсь встретиться с вами когда-нибудь,
С братской любовью,
Искренне Ваша,
Ольга Толстая
Так никогда не побывавшая в Бузулуке Ольга Толстая, тем не менее, благословляет на помощь квакерам своего сына, Илью Толстого. В 1923 внук великого русского писателя Илья Андреевич Толстой, которому было тогда всего 20 лет, принимает активное участие в квакерском проекте закупки лошадей для крестьян Бузулукского уезда. Он успешно справился с поставленной задачей, о чём его спутник, квакер Алфред Смалтс (Alfred Smaltz) писал в письме коллегам: «Успех экспедиции всецело зависел от Ильи Толстого. На него была возложена огромная ответственность, но он прекрасно справился со всеми поставленными задачами, несмотря на юный возраст».
Ольга Константиновна Толстая (в девичестве Дитерихс) |
Отличие квакеров от всех, пожалуй, остальных церквей заключается в том, что Друзья – говоря простым языком – не ставят задачи привести нового человека в лоно своей церкви. Участие в квакерских молитвенных собраниях не требует обязательного членства. Вступление в Религиозное Общество Друзей – процесс неторопливый, как и многое у квакеров. Вступление в членство – это, к тому же, двусторонний процесс, в котором участвует и человек, и сама община. Членство -- внешнее признание внутреннего роста приверженности или принадлежности к Религиозному Обществу Друзей.
Многие люди участвуют в жизни квакерских общин, и никогда не становятся членами Общества Друзей. Однако для многих важно вступление в Религиозное Общество, и именно это ясно чувствовала Ольга Толстая. Откуда всё это у неё?
В свои 27 лет Ольга, красивая, умная, образованная и увлеченная идеями Толстого (её сестра замужем за В. Чертковым) знакомится с повесой и весельчаком Андреем Толстым, сыном писателя. Они вскоре поженятся в Туле.
Выписка из метрической книги о бракосочетании Ольги и Андрея Толстых. 1899г. |
Рождаются дети – Соня (в 1900) и Илья (1903). Но уже в 1904 году Андрей, через 5 лет семейной жизни, увлекается Анной Толмачёвой, дочерью генерала Соболева. Ольга, узнав об этой связи, уезжает с детьми в Англию к сестре Анне. Сестра живёт в Альбионе со своим мужем В. Чертковым, помощником Толстого. Владимир Григорьевич был вынужден покинуть Россию ещё семь лет назад – его выслали власти за помощь русским духоборам. Именно в Англии состоялось первое знакомство Ольги Толстой с квакерами: они проявляли большой интерес к идеям Толстого и к Черткову. Собственно, вся натура Ольги полностью соответствовала идеалам квакеров: мудрая, религиозная, стремящаяся помочь тем, кто нуждается, сторонница ненасилия.
Ольга и Андрей Толстые |
Эти черты невестки Толстого были очень милы сердцу великого русского писателя, который обожал Ольгу и внуков -- детей своего легкомысленного сына. Андрей Львович, теперь уже расставшийся с Толмачёвой, уводит из семьи жену тульского губернатора Арцимовича. У него серьёзное чувство, и он даже едет в Англию к первой жене и разводится с ней. В 1908 году он женится на Екатерине Арцимович. Ольга Константиновна остаётся одна, с двумя детьми. Она возвращается в Россию, в Москву.
Л.Н. Толстой с внуками Ильёй и Соней Толстыми |
Встречи с английскими квакерами сделали её имя известным в Британском Обществе Друзей, они поддерживают контакты с Ольгой уже после того, как она возвращается на родину. В 1916 году делегация английских квакеров, приехавшая в Россию с целью организации помощи беженцам, жертвам Мировой войны, контактирует с Ольгой Толстой.
Три сестры Дитерихс: Ольга Толстая в центре |
В 1918 году работавшая в Бузулуке Английская Миссия на своём заседании 20 мая 1918 года, в частности, решает: «Просить Теодора Ригга и д-ра Пирсона провести беседу с Ольгой Толстой в Москве с тем, чтобы понять, готова ли она примкнуть к нам в деле размещения беженцев по стране». Квакерская вера, кроме участия в молитвенных собраниях предполагает и служение обществу: если человек становится квакером, то он или она выбирает путь, который дает возможность использовать во всей полноте его/её дарования для служения Богу и обществу.
К сожалению, Ольга Толстая так никогда и не смогла помогать квакерам в Поволжье. О том, что она была принята в Религиозное Общество Друзей говорят многие документы в квакерских архивах. В частности, в ноябре 1920 года Анна Хейнс (Anna Haines), много проработавшая в России квакер, упоминает -- в переписке с Вилбуром Томасом (Wilbur Thomas), Секретарём организации квакеров США -- что Ольга Толстая была признана членом Общества и числится в Лондонском Годовом Собрании. Это произошло когда-то в 1920-же году: Ольга Константиновна передала просьбу о членстве устно через работавшего в России и вернувшегося в Лондон британского квакера Грегори Уэлча (Gregory Welch). Анна Хейнс, хорошо знающая, что такое Советская Россия, пишет, что новость о членстве в Обществе Друзей нужно передать устно, ибо письменное уведомление о членстве в каком-либо Английском Обществе может быть опасным для Ольги Толстой: «I asked to take a verbal notification of admission to her as it was felt a written notice of membership in an English Society might work a hardship upon her at the present time».
Английский квакер A.P.I. Cotterell |
А в 1922 году Ольга Толстая получает, наконец, долгожданный сертификат, подтверждающий членство в Религиозном Обществе друзей. Его привёз сотрудник британской миссии квакеров в Бузулуке Алберт Коттерелл (A.P.I. Cotterell), проезжавший через Москву. Ольга пишет ему в январе 1922 года следующее письмо:
Дорогой друг, А. Коттерелл
Пожалуйста, извините, что не знаю вашего полного имени.
По возвращении из Ясной Поляны около месяца назад я получила ваше письмо вместе с Сертификатом о моем членстве в Обществе. Мне очень жаль, что я не встретилась с вами лично, так как моя сестра говорила о вас с большой симпатией, и я уверена, что беседа с вами была бы очень полезной для меня. Большое вам спасибо за добрые слова в вашем письме, они очень помогли мне.
Я испытала огромную радость от получения Сертификата, почувствовала себя ещё более сильной, -- в то время у меня были большие неприятности. Хотя я уже много лет всей душой симпатизирую Друзьям, полностью разделяя их принципы, но я, тем не менее, ощутила, что передо мной открылась новая жизнь. Жалко только, что это изменение в моей жизни пришло так поздно, когда я уже состарилась, когда дети мои уже выросли, и я не могу принести много пользы. Я молю Бога, чтобы он помог стать мне членом вашего Общества, достойным этого имени, помог стать полезным в вашем служении. Я была бы рада помочь Обществу здесь, в России в той мере, насколько смогу. Хотя здесь и нет общества, носящего имя «Друзья», но в России очень много людей, которые разделяют ваши идеи, особенно касательно войны. Поэтому я не буду слишком одинока в этом отношении.
Пожалуйста, расскажите обо мне моим новым друзьям, всем тем, кто стоит во главе Общества, тем, кто согласился принять меня в качестве члена. Передайте им мои наилучшие пожелания и дружеские приветствия. Если это было решением всего Общества, то дайте знать всем, что я с глубокой благодарностью и почтением принимаю ту великую привилегию, которую Общество даровало мне.
Я еще раз благодарю вас, дорогой Друг, за ваше письмо и надеюсь встретиться с вами когда-нибудь,
С братской любовью,
Искренне Ваша,
Ольга Толстая
Так никогда не побывавшая в Бузулуке Ольга Толстая, тем не менее, благословляет на помощь квакерам своего сына, Илью Толстого. В 1923 внук великого русского писателя Илья Андреевич Толстой, которому было тогда всего 20 лет, принимает активное участие в квакерском проекте закупки лошадей для крестьян Бузулукского уезда. Он успешно справился с поставленной задачей, о чём его спутник, квакер Алфред Смалтс (Alfred Smaltz) писал в письме коллегам: «Успех экспедиции всецело зависел от Ильи Толстого. На него была возложена огромная ответственность, но он прекрасно справился со всеми поставленными задачами, несмотря на юный возраст».
Ольга Толстая в квакерском центре в Москве |
Ольга так и осталась в Москве, помогая разным людям в той мере, в какой могла, делами доказывая приверженность квакерским принципам. Среди многих добрых дел была, например, и попытка помочь сотруднице квакерского центра в Москве Марии Мансуровой. Ольга Толстая писала в мае 1924 года Екатерине Пешковой:
«Глубокоуважаемая Екатерина Павловна, направляю к Вам мою хорошую знакомую Марию Александровну Мансурову, к которой прошу Вас отнестись с полным доверием. Это прекраснейший и чистый, как хрусталь, человек, само благородство и простота. Она служит у квакеров, где пользуется общим уважением. Ее дочка, 20 лет, была арестована в четверг на Страстной неделе. М.б. Вы помогли бы ей выяснить обстоятельства дела и что ей вменяется. При разговоре имейте в виду, что Мария Ал плохо слышит. С большим уважением. О. Толстая»
О дальнейших контактах Ольги Толстой с квакерами ничего не известно. Времена наступали тяжёлые и сестра командующего Сибирской армией, колчаковца, могла легко сгинуть за родственные связи, и за связи с иностранными сектантами.
Могила Ольги Толстой в Кочаках, близ Ясной Поляны |
Однако судьба была благосклонна к первой русской квакерее, -- она умерла в своей постели 14 октября 1951 года и похоронена на небольшом сельском кладбище в Кочаках, неподалёку от Ясной Поляны.
Комментарии
Отправить комментарий