Дороти Норт, инспектор из Грачёвки


Сотни тысяч русских людей остались живы, не умерли от голода в 1920-е в Бузулукском уезде Самарской губернии — их спасли английские и американские квакеры. Среди тех, кто выжил, были крестьяне Иван Петрович Марчук и его жена Елизавета Афанасьевна. Пережившие голод, в 1925 году они радовались рождению сына, которого назвали Гурием.

Марчуки жили в селе с необычным названием Петрохерсонец. Основали его выходцы из Украины, откуда был родом и сам Иван Петрович. Село с таким названием и сейчас расположено в Грачёвском районе. Село Грачёвка — теперь районный центр — некогда было квакерским распределительным центром. В Грачёвке на постоянной основе находились две американки, квакереи Дороти Норт (Dorothy North) и Катарин Аменд (Katharine Amend). Именно они координировали доставку продовольствия из Бузулука в Грачёвку, они — совместно с местным комитетом помгола, состоящим из местных жителей — занимались распределением пайков по семьям в Грачёвке и по всей волости. В советских документах они значились как Доротея Нордт (районный инспектор в Грачёвке) и Камерина Аменд (помощник инспектора).

Дороти — уроженка Чикаго — приехала в Бузулукский уезд в конце мая 1922 года, ей было 35 лет, и она уже успела поработать во Франции и Австрии. В этих странах она — в рядах квакерских миссий помощи гражданскому населению, пострадавшему от войны —ухаживала за перемещёнными лицами, детьми, сиротами.

Дом, в котором жили в Грачёвке Катарина и Дороти, они называли не иначе, как Квакерский дом. Здесь же была и их контора. Дороти Норт вспоминала, как шли к ней представители местных комитетов помгола (спросить, какие перспективы на получение одежды), учителя (жалующиеся на то, что невозможно вести уроки, у них совсем нет учебников), и молодые инструктора, принесшие отчёты о распределении продуктов и заявки на питание на следующий месяц. Вместе с этими людьми приходит и радость, и тревога, — особенно когда американкам надо проводить заседание, на котором разбирались дела о неисполнении указаний комитетов, или подложных отчётах, за что полагался тюремный срок.


Провинившиеся держали пламенные речи: «Отрежьте мне голову, посадите меня на десять лет вместо трёх (три года ему светили за его деяние), если я ещё хоть раз нарушу инструкции или последую чьему-нибудь неквакерскому совету».

Кто-то из местного комитета помгола негромко, так, чтобы иностранки не услышали, шептал нарушителю: «Ты, это, того, не забудь, что власть-то у нас советская, а не квакерская».

Дороти Норт вспоминает об одном ходоке: «Он стал говорить, что его вычеркнули из списка голодающих, потому что у него была лошадь, купленная в августе, а это и не лошадь вовсе, а полудохлая кляча, вечно хворая, с мозолью на шее, с больной ногой, — и теперь она вообще хромает на две ноги. А у него жена и пятеро детишек, и сам он хворый, а старший сын его, работник, но его нету дома — в армии он». Американка пишет, что ситуация «с лошадью, которая и не лошадь вовсе» понятная. Ведь не может же хромое животное работать.

Дороти пишет в местный комитет просьбу о выдаче четырёх пайков для его детей.

«Четырёх»? — недоверчиво переспросил наш визитёр, и лицо его засияло, напряжение спало. И он — к моему изумлению — вдруг опустился на колени, всем своим видом демонстрируя желание целовать мои ноги. Я немедленно велела ему встать, что он и сделал, и я увидела его лицо: оно было залито слезами. Он бросился к дверям, комкая в руках своё прошение».


Дороти Норт проработала в Грачёвке до марта 1923 года, после чего уехала в США. Голод миновал, спасённые ею люди возвращались к нормальной жизни. Нет сомнений, что и семья Марчуков выжила на квакерских пайках, и в 1925 году в Грачёвской волости появился на свет Гурий Марчук. Шестьдесят лет спустя Гурий Иванович стал президентом Академии наук СССР, и потом много лет возглавлял кафедру вычислительных технологий и моделирования факультета вычислительной математики и кибернетики в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова.

А Дороти Норт вернулась в США, в 1934 году вышла замуж за Сиднея Хаскинса, с которым переехала в Англию. Во время второй мировой войны Дороти активно работала волонтёром в Women's Voluntary Service, занимаясь распределением эвакуированных из городов Британии мирных граждан. В 1949 году Хаскинсы вернулись в США, где 2 декабря 1962 года Дороти Хаскинс Норт скончалась.

Именно в том, 1962 году, Гурий Иванович Марчук из Грачёвской волости стал членом-корреспондентом Академии наук СССР.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров

Внук Льва Толстого и квакеры