Школа Религиозного общества Друзей в советской Умновке.


Голод в Поволжье открыл ворота многочисленным иностранным организациям: большевики, опасаясь голодных бунтов и — как следствие — потери власти сочли за благо пустить в страну иностранцев. И хотя Кремль пытался убедить советское население в том, что помощь идёт от рабочих всего мира, реальность была иной: львиная доля продовольственных грузов шла из США стараниями гуверовской Американской Администрации Помощи (АРА). В работе по оказанию помощи голодающим принимали участие и религиозные организации. Самой активной и эффективной среди них было Религиозное общество Друзей Англии и Америки. Британские и американские квакеры уже работали в России в 1916-1919 годах, вернулись в 1920 году в Москву, а с началом голода отправились снова в Бузулук, где их работа стала особенно заметна. В выбранном ими Бузулукском уезде Самарской губернии Общество Друзей «Квакеры» (или ОДК — советских документах) кормили полмиллиона людей, практически всех голодающих в уезде.

Официально голод считался побеждённым в 1923 году. Именно летом того года американская АРА покинула Советскую Россию: за два года они смогли спасти жизни 10 миллионов россиян. Квакеры же хотели остаться в России: им казалось, что для них в стране пролетариев и крестьян открыто много возможностей. Однако при известной ограниченности ресурсов им надо было хорошо подумать: где их усилия могли бы принести наибольшую эффективную помощь. В каком направлении квакерам надо двигаться, какой фундамент надо заложить, что сделать для улучшения жизни людей в Бузулукском уезде?

Московский квакерский центр в консультациях со своими комитетами в Филадельфии и Лондоне пришёл к выводу, что есть один проект, в котором их усилия приведут к эффектным результатам. Школа. Но не просто школа, а сельскохозяйственная и техническая.

Квакеры неплохо ладили с советскими властями, и потому Уездный исполком Бузулукского уезда и Общество Друзей из Англии и Америки, выступили с заявлением о том, что, проявляя взаимную заинтересованность в судьбе детей Бузулукского уезда и в благополучии населения уезда, они договариваются учредить техническую и сельско-хозяйственную школу с центром на Умновском хуторе, Бузулукского уезда Самарской губернии. «Целью этой школы является обучение детей возраста от 14 до 18 лет ремёслам, сельскому и домашнему хозяйству и выработка, путём преподавания моральных принципов, в этих детях характера, который сделал-бы их достойными членами всякой общины, в которой им предстоит жить». В школу собирались набирать в основном детей сирот, полу-сирот и детей из беднейших семей уезда.



Квакеры были готовы принять участие в обеспечении школы оборудованием, а также в организационном процессе — с максимальной общей суммой в размере 440.000 золотых рублей (что в пересчёте на нынешние деньги экивалентно 3.368.944 долларов США). Уисполком обещал отдать школе хутора у Умновки, Тоцкого и Колтубанки со всеми существующими зданиями, включая мельницу и фабрику в Умновке; со всеми механизмами и инструментами на указанных трёх фермах; а также весь скот включая лошадей, птицу и т.п., имеющийся в наличии на указанных трёх фермах.

Проект получался грандиозный, но не всё так просто в советской стране. Забыли получить добро у Наркомата Просвещения. Давний союзник и помощник квакеров Ольга Давидовна Каменева (сестра Троцкого и жена Л. Б. Каменева) обратилась в Наркомпрос, согласившись быть посредником с ведомством Луначарского.



Ответ за подписью замнаркома И. И. Ходоровского пришёл быстро. Коллегия Наркомпроса нашла квакерские предложения неприемлемыми по следующим основаниям.

1.   "Принципы организации означенной школы совершенно неприемлемы для РСФСР, на территории которой все школы построены на единой системе учебных планов и программ на научно-естественной основе, которая сама по себе по сути дела включает антирелигиозные моменты.
2.    Весь преподавательский персонал школ в РСФСР утверждается соответственными органами Наркомпроса; проектируемые О-вом «Квакеры» изъятия недопустимы".

Тема «антирелигиозных» моментов уже стала камнем преткновения в переговорах квакеров с Уисполкомом. Как писал глава квакерской миссии Эдгар Николсон (Edgar S. Nicholson), «Общество Друзей, которое в течение семи лет активной помощи, явно обнаружило своё участие к русскому народу и своё желание помогать ему в годы лишений, предполагает, что оно вправе просить гарантии в том, что общее образование даваемое в школе не будет расходиться с квакерскими принципами. Мы не думаем, что Центральные комитеты Друзей согласятся на открытие школы, если в соглашение не будет включён пункт, дающий гарантию такого рода». Американец пояснял, что Общество Друзей не занимается пропагандой и не старается обратить кого-нибудь в свою веру, но полагает, что было бы нелогичным вкладывать денежные средства и труд в учреждение, где образование, находящееся вне его ведения, будет носить анти-религиозный характер: «Было бы совершенно невозможно для Друзей стать в связь со школой, в коей «антирелигиозное» обучение обязательно».

Пункт 15 Договора о школе в Умновке настаивал на том, что в школе будет исключена всякая возможность преподавания в каком-бы то ни было отделении школы антирелигиозных и атеистических идей.

Ольга Каменева переслала ответ Наркомпроса квакерам, настаивая на том, что в устав школы необходимо ввести ряд существенных изменений чтобы сделать его приемлемым для Наркомпроса: без согласия Наркомпроса организацию школы реализовать не удастся.

Эдгар Николсон пытался найти какие-то пути для достижения компромисса, подчёркивая в своей переписке, что значение Умновской школы огромно для широких кругов населения, что это будет образцовое учреждение для всей России вообще, а потому договаривающиеся стороны просто «обязаны найти почву для удовлетворительного соглашения в отношении её учреждения».

Воинствующий атеизм 1924 года встал на пути у благого начинания: школа не состоялась. Дальнейшие попытки квакеров помочь системе здравоохранения в Советской России тоже были не вполне успешными. Друзей выдавили из страны в 1931 году.

Заместителя наркома образования Иосифа Ходоровского арестовали в 1937, а расстреляли в мае 1938 — за участие в контр-революционной террористической организации. Ольгу Каменеву арестовали в 1936, расстреляли её в сентябре 1941 года под Орлом, когда чекисты массово убивали заключённых накануне прихода германской армии.

Хутор Умновка вообще исчез с карты Бузулукского уезда. Есть только Умновский спиртоводочный завод, который гонит Умновскую водку.

А атеизм в школах теперь не преподают вовсе.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Внук Льва Толстого и квакеры

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров