Эпидемия в Бузулуке и окрестностях


Старейший медицинский журнал Ланцет в декабре 1921 года опубликовал объявление Английского общества Друзей о том, что квакеры срочно ищут врача для работы в России: страшному голоду сопутствовали болезни.


Молодой британский доктор, только что получивший место в ливерпульском порту (он отвечал за проверку экипажей прибывших из-за границы судов), прочитал объявление. Он немедленно пишет в Лондон: «Я только что прочитал объявление о вакансии в России. Совсем недавно я вернулся из Месопотамии, где — будучи военврачом — я отвечал за лечение и профилактику холеры, тифа, и других эпидемических заболеваний. Выпускник Лондонской школы тропических болезней, я совершенно здоров, и, кроме медицинских знаний, обладаю опытом гуманитарной работы по оказанию помощи».



Уже в мае 1922 года доктор Мелвилл Маккензи — в Бузулуке. Ему было ясно уже с первого дня, что в уезде начиналась эпидемия холеры: число заболевших росло очень быстро. Ситуация была очень серьёзной. Большинство населения голодало, было много больных. От больниц осталось только название и пустые помещения. Врачи и медсёстры в большинстве своём умерли. «Грязь, болезни, нищета и упадок во всём буквально опустошили всю эту местность, описать это царство запустения сложно», — писал домой англичанин. Апатия местного населения рождало всеобщее чувство безнадёги. Безнадежность вела к запущенности. Грязища от этой запущенности была неимоверной, всё кишело паразитами, а они были главными переносчиками болезней. Маккензи убедил местные власти, что он сможет эффективно помогать местному населению только в том случае, если будет открыта специальная инфекционная больница.


Итак, самую сильную озабоченность у английского доктора вызывала именно перспектива эпидемии холеры. Он считал эту болезнь большей угрозой нежели тиф или малярия: бывший военврач имел богатый опыт работы с больными холерой. Маккензи привёз в Бузулук медикаментов на сумму £10.000 — их передал британской миссии Royal Army Medical Corps. Прививки местному населению делал русский доктор, ему помогали студенты, и работа не прекращалась ни на день: вакцин было в достатке, равно как и шприцов. Число вакцинированных росло, счёт шёл на сотни. 



Кроме этого, английский медик занялся просветительской работой. При помощи квакерской миссии были напечатаны памятки о том, как уберечься от холеры: их распространяли среди местного населения. Стремясь уменьшить риски усиления эпидемии холеры, Маккензи обсудил с главой английской квакерской миссии Фрэнком Уоттсом возможность организации раздачи кипятка и кипячёной воды в Бузулуке. Кроме того, он распорядился, чтобы в Бузулуке и окрестностях выгребные ямы были накрыты, чтобы дворы были тщательно очищены и ополоснуты водой, чтобы окна и двери закрывались или занавешивались сеткой, не пускающей мух в жилище, и чтобы граждане размещали липучие ловушки для мух в помещениях, а мусор и хлам сжигался во дворах. Мало кто из местных всерьёз отнёсся к фантазиям иностранца. Но — пришлось.

В уезде были открыты медицинские пункты: медстанции. Каждая станция была оснащена всем необходимым для профилактики заболеваний, а сами сотрудники квакерской миссии были надёжно защищены новыми регуляциями, безоговорочным требованием соблюдать все санитарно-эпидемические правила.

Неустанный труд Мелвилла Маккензи привёл к тому, что вспышки холеры стали спорадическими, зарегистрированными лишь в нескольких местах: в Бузулуке, в Борском, Павловке, Булгаковке и Красновке. Причина этих заболеваний была в вернувшихся сюда беженцах — из Оренбурга и Самары. Эпидемия была предотвращена, и всё — благодаря мощной кампании по проведению вакцинации под руководством англичанина, а также благодаря просветительской работе, проведённой британской и американской миссиями квакеров.

Только в Бузулуке прививки были сделаны 4000 человек, а американо-квакеры и англо-квакеры распределили по медучреждениям Бузулукского уезда 50 литров сыворотки, что хватило бы для 100.000 жителей. Просветительская работа была направлена на то, чтобы рассказать гражданам о болезни, описать её симптомы и возможные пути заражения, а также призвать их пить только кипячёную воду и пройти вакцинацию. Именно вакцинация и просветительская деятельность обеспечили невысокую статистику заболеваний и смертей в уезде по сравнению с Оренбургом, где от холеры умирали чуть ли не по сотне человек в день.

Все усилия, направленные на победу в деле борьбы с холерой, принесли результат. Поняв, что болезнь под контролем, английский врач обдумывает план кампании по борьбе с тифом: он прикидывает, как улучшить здравоохранение в регионе грядущей зимой. 




Впереди у доктора Маккензи была борьба с тифом, малярией и многими другими болезнями. Но успех победы над холерой был хорошим залогом для остальных медицинских успехов английского врача.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Внук Льва Толстого и квакеры

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров