Советы вряд ли допустят какую-либо миссию по оказанию помощи
Покинувшие в 1919 году Россию сотрудники первой
квакерской миссии полагали, что для Религиозного общества Друзей в нашей стране
большое поле деятельности. Эти люди полюбили наш народ: два с половиной года среди
крестьян в российской глубинке, в Бузулукском уезде, дали возможность
англичанам и американцам понять душу русских. Глава Бузулукской Английской миссии
Теодор Ригг писал в 1919: «Что касается нашей будущей работы в России, она будет
осуществляться в направлении (а) борьбы с голодом, нехваткой лекарств,
больничных принадлежностей и т. д., (b) работы по оказанию помощи миллионам
беженцев, которые все ещё находятся вдали от своих домов». Летом 1920 года в
Москву — по разрешению советских властей — с гуманитарным грузом прибыл манчестерский
квакер Артур Уоттс. Детское питание и медикаменты для московских детей было закуплено
в Англии на деньги квакеров и на пожертвования других благотворительных
организаций. Распределение десятков тонн грузов, пускай и при содействии
большевиков, — непосильная задача для одного. Грегори Уэлч, приехавший на
помощь Уоттсу в июле, не получил разрешения на продление своей миссии. Он уехал
в Лондон, где квакерский комитет помощи России – 29 сентября 1920 года — обсуждал перспективы
работы в Москве. В обсуждении участвовала и представитель американских квакеров
Люси Биддл Льюис, мама Лидии Льюис, работавшей в составе первой миссии Общества
Друзей в Бузулуке.
Люси Биддл Льюис участвовала в обсуждении планов квакерского
комитета. Она выслушала с большим интересом Грегори Уэлча, приехавшего из
России совсем недавно. Уэлч был осторожен с прогнозами, продемонстрировав
мнение, отличное от мнения оставшегося в Москве Артура Уоттса: дескать, Артуру
Уоттсу всё видится в розовом свете потому, что он коммунист, и что под его
руководством все усилия квакеров будут истолковываться самими Советами как
выражение симпатии советским методам. Важным моментом было то, что Артур Уоттс
не говорил по-русски, а потому — уверял Уэлч — верит всему, что ему говорят, и
сам того не видит, что большевики далеко ушли от заявленных идеалов. Уэлч настаивал,
что большевики используют силу и принуждение для того, чтобы удержаться у
власти, квакерам с ними не по пути. Все квакерские поставки распределяются
только властями, которые не желают стороннего участия. Все надежды квакеров на
то, что в личных контактах им удастся донести своё послание оказались тщетными.
Им оставалось только отслеживать перемещение грузов, но и это настолько устроено
так сложно, что на практике оказалось невозможным. Уэлч говорил, что ему не
позволили оставаться, потому что он не коммунист, и он полагает, что «нужда там
настолько колоссальная, что то, что можем сделать мы, будет едва ли больше, чем
капля в море, а если власти заподозрят нас в пропаганде, нас немедленно выкинут».
Всякие контакты с людьми, которые симпатизируют квакерам, с толстовцами и им
подобными, будут рассматриваться, как пропаганда, поскольку такие люди — под
подозрением.
Именно на этом собрании возникла идея передать через
Уоттса Советскому правительству послание с изложением квакерских духовных
целей, и посмотреть, будут ли они по-прежнему желать нашего присутствия. Присутствовавшие
говорили, что если сделать так, то тогда уже будет невозможно обвинить квакеров
в попытках ввести большевиков в заблуждение. После такого меморандума, полагали
англичане, коммунисты в Москве станут воспринимать квакеров как тех, кто творит
добро русским людям, а не тех, кто поддерживает какое-либо правительство или
партию.
Квакерский метод принятия решений, к счастью, привёл к отказу
от такого излишне наивного шага. Москва вскоре разрешила приезд квакереи из США
Анны Хейнс. И только голод раскрыл двери квакерским миссиям в следующем году. Однако
с осени 1920 года в столице РСФСР уже существовал квакерский офис.
Комментарии
Отправить комментарий