Кормилец



Родившийся в 1892 году Эдвард Кент Боллс (Edward Kent Balls) в начале своей жизни не мог и представить, какие его ожидают приключения, как будет резко меняться его род занятий, в какие края занесёт его судьба. Он родился в городке Мортон, в графстве Эссекс, работал там драпировщиком, пока не наступила война. Отказавшись брать в руки оружие, Эдвард Боллс в 1914 году отправляется во Францию в составе квакерской миссии помощи жертвам войны. Ему было 22 года, и после Франции пацифист Боллс работал с квакерами на Балканах. Когда в России разразился голод, он едет в составе Английской миссии Друзей в Россию. За три с небольшим года Эдвард Боллс научился русскому языку, он работал в Москве, в Бузулуке и в деревнях и сёлах Бузулукского уезда.

В России он встречает Наталию Николаевну Тимонову-Соболеву. Наталия Тимонова — уроженка Симбирской губернии, она на три года младше Боллса. Прекрасно владеющая английским языком, эта женщина к моменту знакомства с Эдвардом Боллсом имела довольно загадочное прошлое. Историк М.А. Арсеньев в своём исследовании, изданном в 2013 году Челябинским университетом, рассказал о жизненном пути Тимоновой. Уже побывавшая замужем за Николаем Петровичем Соболевым, сыном богатого Симбирского купца, она воспитывала дочь от распавшегося брака, Александру. В 1922 году Наталия Николаевна, сотрудница Симбирского отделения АРА знакомится с коллегой, американцем Филипом Шеилдом. Бурный роман заканчивается внезапно трагедией: в октябре 1922 Шеилд исчезает из Симбирска, его видели якобы идущим на пристань, на пароход, а через какое-то время на берег Волги выносит его шляпу. Весной 1923 года находят тело утонувшего человека, по-видимому, это был Филип Шеилд: Тимонова сказала, что у американца был шрам от операции аппендицита. На трупе был шрам. В апреле же 1923 года Тимонова уезжает из Симбирска — она с шестилетней дочерью едет в Бузулук, где поступает на работу к английским квакерам. Там Тимонова знакомится с Эдвардом Кентом Боллсом. В Бузулуке же они зарегистрировали свой брак — 17 ноября 1924 года. Планировали отправиться на Рождество в Англию, но вместо этого втроём отправились в Москву: там находился большой квакерский офис, в Борисоглебском переулке, 15. Э. Боллс становится директором квакерского центра в Москве.

Председатель лондонского Комитета помощи жертвам войны Рут Фрай (Ruth Fry) в дневнике вспоминает свой приезд в Москву в декабре 1924 года: «… в полдень в Москве меня встретил Эдвард Боллс со своей маленькой приёмной дочкой, мы вместе поехали на старом авто, принадлежащем Миссии, в Борисоглебский, где, как всегда, большая семья: и доктор Графф (Dr. Graff), и Дорис Уайт (Dorice White), и другие. С нами ужинали Алекс Уикстид (Alex Wicksteed) и Ольга Толстая».
Э. К. Болс - второй справа

Семейство Боллсов планирует отъезд в Англию, но пока Эдвард Боллс сопровождает Рут Фрай в её поездке в зимний Бузулук. Фрай пишет: «27 декабря. Около 11 часов утра мы успешно приобрели 4 билета на поезд, отходящий в 13.00 в Бузулук. Так что я с Э. К. Боллсом, доктором Графф и её переводчиком сели в автомобиль, и довольно легко получив свои места во 2м классе, разместились в купе». В январе 1925 года Наталья (теперь уже Боллс) с дочкой Сашей приезжает к мужу в Бузулук, где тот инспектирует вместе с Рут Фрай близлежащие квакерские точки. Рут Фрай отметила в дневнике: «Наша семья стала этим вечером больше обычного, сегодня у нас собираются Э.К. Боллс с супругой, а также её дочка, которая веселится с пришедшим мальчиком-сиротой».

В январе все вместе вернулись в Москву, где Боллс участвует — вместе с Рут Фрай — во встречах с Николаем Александровичем Семашко, с Ольгой Давидовной Каменевой, с Екатериной Павловной Пешковой. Он понимает ситуацию в стране, он владеет русским, помогая Рут Фрай в беседах с советскими чиновниками. Знаток культурной жизни советской столицы, Эдвард Боллс уговорил Рут Фрай пойти на модный тогда спектакль «Д. Е.» («Даёшь Европу!») в театр Мейерхольда. Она вспоминала потом: «Должна признаться, что мне эта четырёхчасовая постановка показалась самой наискучнейшей ерундой, какую мне только доводилось видеть».

В апреле 1925 года Эдвард Боллс уходит с поста директора Московского центра: ему на смену пришла ирландка Дорис Уайт. В июле 1925 года Боллсы покидают Советскую Россию, и Эдвард начинает совершенно новую карьеру: немного подучившись ботанике и садоводству, он получает работу в питомнике Six Hills Nursery в графстве Кент. В 1932 году он увлекается поисками новых растений, отправляется в экспедицию в Керман, в Персию, ходит по горам. Теперь это — основное занятие на всю оставшуюся жизнь. Следуют экспедиции в Марокко и Турцию, Ливию и Алжир, Южную и Северную Америки. Эдвард и Наталья переезжают в США, работая там во время Второй мировой для British Purchasing Commission. В 1944 году он снова ненадолго возвращается к работе по оказанию помощи — в ООНовской структуре United Nations Relief and Rehabilitation Administration. Боллсы жили в США до 1960 года: после выхода на пенсию они перебираются в Испанию. И лишь в 1967 году они возвращаются в Англию, — к своей дочери, в город Гулль. Наталья Тимонова-Боллс умерла в 1983 году, её муж пережил её на год: ему было 92, когда он умер в 1984.



Удивительно как много сделал Эдвард Кент Боллс: он спасал от голода русских крестьян в Поволжье, занимался ботаникой и цветами (его книга Early Uses of California Plants до сих пор популярна). Он сотворил много добра. 




Комментарии

  1. Отлично и точно сказано: "Мы должны знать в лицо тех, кто спасал людей"!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

ОГПУ и квакеры

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Князь Голицын и квакеры