Готовая к самопожертвованию
В квакерской миссии в России в ХХ веке
работало много людей. Максимум, конечно, пришёлся на голодные годы: 1921-1923.
Американские и английские квакеры обеспечивали едой, одеждой, гужевым
транспортом крестьян в Бузулукском уезде Самарской губернии, в Пугачёвском
уезде Саратовской губернии, в Минске. Они создавали рабочие места и помогали восстанавливать
дороги, мосты, дома в регионе Поволжья, где располагалась квакерская миссия.
Они возвращали к жизни полуживых изголодавшихся людей, они стремились помочь им
построить своё будущее в новой, советской России.
У квакеров сложились хорошие рабочие
отношения с большевистскими властями, как в Москве, так и на местах. Коммунисты
подчёркивали, что доверяют квакерам потому, что те аполитичны и не связаны ни с
какими властными структурами. С ними встречались и консультировались М.И.
Калинин, Н.А. Семашко, А.В. Луначарский, М.М. Литвинов, О.Д. Каменева. В Москве
— в годы жилищного кризиса — квакерам выделили отдельное здание в
Борисоглебском переулке, 15. Здесь находился головной офис, занимавшийся
координацией поступавших из-за границы поставок, которые надо было переправлять
дальше, в Бузулук. В самом Бузулуке у квакеров в распоряжении было двухэтажный особняк
на улице Самарской — там располагалась Английская группа ОДК (Общество Друзей
Квакеры). Американские квакеры базировались в Сорочинском, на Троицкой улице.
Всего за период с 1920 по 1931 год в
квакерских миссиях в Советской России в общей сложности работали 135 человек.
Работа была, что называется, посменная: кто-то приезжал на 3-6 месяцев, кто-то
уезжал обратно домой. Несколько человек остались в СССР навсегда. Таких были
единицы, но были.
Среди тех, кто приезжал сюда из
далёкой Америки и из Британии, были не только квакеры. Например, Анна Луиза
Стронг (Anna Louise Strong). Про этого человека можно написать отдельную книгу, ибо жизнь её — калейдоскоп
приключений.
Родившаяся в 1885 году в семье миссионеров Конгрегациональной церкви, она уже в юные годы зарекомендовала себя как борец за права рабочих, обличавший язвы капитализма. Бойкая на перо, она сначала написала несколько религиозных трактатов («Психология молитвы», «Библейские мальчики и девочки»), но потом перешла на темы социальной несправедливости. В 1921 году по совету Линкольна Стеффенса (съездившего в 1919 году с Уильямом Буллитом в Советскую Россию, и заявившего потом «Я видел будущее, и оно работает») она решает поехать в страну, где её мечты реализовывались на практике. Стеффенс подсказывает, что сделать это можно через квакерскую миссию, единственную американскую организацию, находящуюся в РСФСР легально. Правда, для этого ей пришлось сначала поехать в Польшу, где тоже была квакерская миссия. Надо сказать, что многие квакерские сотрудники из польской миссии перебрались вскоре в Россию — там начался голод.
Анна Луиза Стронг перебирается в Москву
уже в августе 1921 года. Оттуда она буквально сразу отправляется в Самару — с
поездом, где два вагона заполнены квакерским продовольствием. Днём американка вовлечена
в работу по раздаче продуктов, а вечерами пишет тексты: Американский Квакерский
Комитет Служения (AFSC) ведь взял её в качестве журналиста-пиарщика. Правда, брали её на работу в
Польшу, а она уехала в Россию, убедив руководительницу квакерской миссии в
Варшаве дать разрешение на переезд. Но тексты нравятся всем, и даже Артур
Уоттс, глава квакерской миссии в Москве, переправляет их для публикации в
Лондон.
Её репортажи из Поволжья написаны очень хорошо, она старательно выполняла свою работу. Вместе с тем её любовь к новому режиму, восхищение буквально всем, что она видела в Советской России растёт необычайными темпами. В своём письме в Америку в декабре 1921 года она поёт дифирамбы коммунистам: «Жизнь организуется среди этих руин и опустошения. И делает это сравнительно маленькая группа коммунистов, людей преданных, готовых к самопожертвованию, работающих до последнего дыхания для того, чтобы не только восстановить Россию, но и для того, чтобы реконструировать её совершенно новыми способами».
![]() |
Анна Луиза Стронг на собрании местного комитета Помгола - на переднем плане, в платке |
Анна Луиза буквально лезет в самую
гущу событий, вот она принимает участие в заседаниях местных комитетов Помгола,
вот она раздаёт американские одежды в деревне Ново-Семейкино. Её короткие
рассказы и репортажи используются для сбора средств американскими квакерами в
США. Фотографии Анны Луизы Стронг появляются в советских печатных изданиях:
изданный в Самаре буклет «На помощь!» публикует несколько снимков американки.
![]() |
А-Л Стронг - с детьми в Новосемейкино |
Она заболевает тифом, и несколько
недель осенью 1921 года мисс Стронг — на грани жизни и смерти. За ней ухаживает
Мэри Паттисон, квакерская медсестра, которая заразится от Анны Луизы. и умрёт. Сама
Стронг побеждает болезнь.
Набранный опыт, всё, что она увидела
своими глазами, подвигнуло Анну Луизу на написание книг. Теперь она уже не
работает у квакеров. Одна за другой в Америке выходят «Впервые в истории» (с
предисловием Л.Д. Троцкого — недаром она давала ему уроки английского языка) и
«Дети революции». Последняя — идеалистическая сага о
том, как ребята, вышедшие из детского дома, создали свою коммуну в селе
Черемшан, и как честным трудом они добиваются многого, ибо двери перед ними
открываются: молодым, как известно, везде в Стране Советов дорога. Она и сама
принимает участие в жизни этой колонии, названной именем Джона Рида и
расположившейся на территории разогнанного Верхнего Спасо-Преображенского
единоверческого мужского монастыря.
![]() |
Колония Джона Рида |
Дальнейшая её история может стать
сюжетом для увлекательного фильма: страны и континенты сменяются один за
другим. Вот она в США, а вот — в Китае, потом снова в Москве. В советской
столице она стоит у истоков первой англоязычной газеты The Moscow News. С ней встречаются В.М. Молотов, И.В. Сталин, что, впрочем, не помешало
последнему в 1949 году объявить Анну Луизу Стронг американской шпионкой, и
запретить ей въезд в страну победившего пролетариата.
Но у Стронг — новая, более сильная
любовь. Это Китайская Народная Республика. Она переезжает окончательно в Пекин
в 1958, её обожает Председатель Мао, она всячески поддерживает Культурную
революцию, её принимают в ряды хунвейбинов.
В 1970 году неугомонная Анна Луиза
Стронг умирает в Пекине, там её и хоронят на Кладбище Мучеников Революции.
Удивительная судьба. Невольно
задумаешься, что же руководило такими людьми? Неужели Анна Луиза Стронг не
видела того, что на самом деле творилось в СССР и в КНР? Не могу поверить, что
она была настолько наивной и слепой. Очевидно стремление таких людей творить
добро на каком-то этапе подавляло все остальные разумные чувства, и добро
начинают творить так, что только щепки летят, да кости трещат.
Комментарии
Отправить комментарий