Рут Фрай и Мейерхольд


Внучка шоколадного магната и дочь юриста, известного своей работой в Постоянной палате Гаагского третейского суда, Рут Фрай (Ruth Fry) была одной из британских миротворцев в начале ХХ века. Она служила генеральным секретарём Friends War Victims Relief Committee (занимался помощью беженцам и мирным гражданам в Первую мировую войну) с 1914 по 1924 год, она же была первым председателем Russian Famine Relief Fund — с 1921 года. По долгу службы мисс Фрай объездила пол-мира, бывала она и в России.

Я читал её русские дневники, где она — порой очень детально — описывала свои приключения в Советской России: путешествия в холодных и грязных поездах, санные переезды из одной деревни Бузулукского уезда в другую, встречи с видными политическими деятелями в Москве.

Кроме своей профессиональной деятельности, Мисс Фрай увлекалась искусством. Даже в далёком бузулукском квакерском офисе она музицировала на расстроенном пианино, скрашивая зимние вечера работавших там англичан. Будучи проездом в Москве, она не упускала случая, с удовольствием ходила на концерт или на выставку, когда ей составлял компанию кто-то из московского квакерского центра.

В мае 1923 она сходила на балет «Волшебный Круг». Она вспоминала: «Какой замечательный праздник цвета, граций и элегантности, удивительные танцовщики. Мужские танцоры были наиболее эффектны. Жуков, знаменитость, демонстрировал удивительные прыжки в воздухе. Ближе к полуночи мы шли домой при полном лунном сиянии, красиво отражавшемся от золотых куполов и крестов церквей. Прогулка во тьме по Москве означает прогулку по лужам».

С середины 1920-х в Москве жил и работал Александер Уикстид (Alexander Wicksteed), английский квакер, приехавший в Россию ещё в 1922 — спасать голодающих в Бузулуке. В январе 1925 он сводил Рут Фрай на камерный концерт: «Струнный квартет, в котором все играли на скрипках Страдивари. Как мне пояснили — вспоминает мисс Фрай — эти скрипки после революции были взяты из собраний аристократов, и теперь каждый может наслаждаться их звучанием. Программки сообщали, что начало концерта точно в 8, ног началось всё только ближе к 9 часам вечера. Публика была очень интересной и очень русской, вся музыка, исполненная на концерте, принадлежала перу ныне живущего композитора Танеева, которого все восхваляют. Что-то из музыки было трудно понять, но очень интересно и прекрасно. Звучание инструментов было замечательным».

Через пару дней Уикстид ведёт Рут Фрай на концерт оркестра без дирижёра. «Мне очень понравилось. Они усаживаются в круг, в тишине — с опозданием на час — потом публика затихает, по незаметному знаку первой скрипки и играют с удивительным единством и единодушием — даже лучше, чем то, что я слышала с дирижёром. Они исполняли Грига и некоторые танцы были исполнены очень хорошо». Странное замечание, — квартет струнных обычно играет без дирижёра, как мне кажется, но Рут Фрай имела на сей счёт своё мнение, очевидно.

Сорокашестилетняя мисс Фрай была не сильно впечатлена творчеством актёров театра Мейерхольда. Она отправилась туда 16 января 1925 вместе с тремя коллегами. «Друзья решили, что мне необходимо идти смотреть самую современную постановку «Д.E.» или Гибель Европы. Должна признаться, что мне эта четырёхчасовая постановка показалась самой наискучнейшей ерундой, какую мне только доводилось видеть. Конечно, спектакль наполнен пропагандой, демонстрирует физические упражнения, которые должны олицетворять типичную русскую жизнь, являясь при этом контрастом тем несчастным существам, которые по замыслу автора должны олицетворять всю остальную Европу. (Разрушение Европе, к слову сказать, несёт американский Трест, который в конце концов взлетает от своей собственной петарды, и его сокрушают большевики). Декорации, или, правильнее будет сказать, их отсутствие были интересными: несколько деревянных щитов, которые передвигают по сцене с большой скоростью: это для того, чтобы показать разные сцены. Музыка тоже интересная: даже бухгалтерские счёты пошли в ход, ими создаётся шум. По окончании пьесы в гардеробе фактически шла драка — так все стремились завладеть своими пальто и выйти». Речь идёт об иронично-политическом спектакле М. Подгаецкого, поставленном в Гостеатре имени Мейерхольда по романам Эренбурга «Трест Д. Е. История гибели Европы» и Б. Келлермана «Туннель». Оценка творчества Мейерхольда у Рут Фрай, похоже, совпадает с мнением Кисы Воробьянинова о другом спектакле в том же театре.



Через четыре дня — уже накануне отъезда из Москвы — Рут Фрай повели на более классическое действо: «20 января мы пошли на «Золотого Петушка» Римского-Корсакова, поскольку все мне говорили, что я не должна уезжать с неприятным послевкусием от русского театра после просмотра «Д.Е.». На этот раз всё было гораздо лучше — это опера, вечер был приятным, и даже причудливый гротеск, выразившийся, например, в том, что толстый герой скакал на детской игрушке — конская голова на палочке — изображавшей боевого коня, казался забавным».

Мне очень нравятся такие личные заметки, дневники — они дают возможность увидеть тех, кто пришёл на помощь нашим соотечественникам сто лет назад с необычной стороны. Кроме неустанного труда на ниве помощи, они могли улучить минуты для отдыха, и этот отдых помогал им лучше понять душу русского народа, к которому Друзья питали добрые чувства.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Внук Льва Толстого и квакеры

Квакеры и бузулукское здравоохранение

И звали их Мэри Паттисон и Вайолет Тиллард