Трактористы


Американцу Перри Полу (Parry Paul) было 26 лет, когда он приехал в Бузулук, небольшой городок в Самарской губернии. 

Перри Пол

Надо сказать, что их семья оставила след в американской истории: его старшая сестра Алис Пол (Alice Paul) — американская суфражистка и активистка. Она провела успешную кампанию за женские избирательные права, в результате чего в 1920 году была принята девятнадцатая поправка к Конституции США. 


В 2012 году в Америке была выпущена даже 10-долларовая золотая монета с портретом Алис. В честь Перри Пола монет не отчеканили, а жаль.

Перри Пол с сёстрами
Весной 1922 года он, выпускник квакерской школы и Висконсинского университета, инженер-механик, отправляется в составе американской квакерской миссии в Россию помогать голодающим Поволжья. Известно, что квакеры сконцентрировали свои усилия в Бузулукском уезде Самарской губернии. С осени 1921 года Британская и Американская группы получают продукты питания по железной дороге прямиком из Европы, прямо с колёс еда распределяется по волостям, сёлам и деревням — в первую очередь кормят детей. Британская группа (как они назывались советскими властями — Английская группа ОДК, Общества Друзей – Квакеры) открыла свой центр в Бузулуке, а Американская группа ОДК — в селе Сорочинское, в том же уезде. Один представитель от американцев всегда был при английском центре, располагавшемся на Самарской улице Бузулука. В апреле 1922 таким представителем был Перри Пол.

Пересекший океан юноша подробно описывает свой быт и свои приключения в письмах матушке, Таси Пол (Tacie Paul): «Я теперь становлюсь таким экспертом в деле печатания на пишмашинке, что практически прекратил писать что-либо пером. Тот факт, что моя ручка сломана, тоже способствует тому, что это послание я печатаю. Если это письмо будет идти до тебя столь же долго, как твоё послание шло сюда, то ты нескоро прочтёшь эти строки».

Незамысловатое повествование рисует яркую картину труда и быта иностранцев в захолустном городке. Перри Пол сетует на то, что всё делается очень медленно. И если медленно идущие письма — не трагедия, то задержки с продуктами питания — вопрос сохранения жизни русских: «341 мешок семян для посадки были отправлены из Америки 5 марта. Думаю, что они достигнут этих мест как раз вовремя для осеннего сева, хотя питание редиской в октябре — это что-то новенькое. Боже мой, что думают люди, знают ли они, насколько медленно доходят грузы до мест назначения в России?»

Письмо от Перри Пола датировано 8 апреля — это за неделю до Пасхи, неудивительно, что он повсюду видит вербы: «Вчера на рынке видел пушистые вербочки. Как дома. Некоторые из сотрудников в Сорочинском попросили меня привезти им семена каких-нибудь цветов, так что я отправился в магазин, и спросил, нет ли у них в продаже семян. Понятно, что ничего не было, так что я вышел на улицу, и отправился дальше — в поисках другого магазина, в котором, может, есть. Неожиданно меня нагнала девочка, и сказала, что если мне нужны цветочные семена, то она может принести мне их из дома. Она, очевидно, была в магазине, и услыхала, что я спрашивал у продавцов».

В самом конце своего письма к матери Перри Пол пишет об одной русской девушке, которая обратилась к нему за помощью: «Давеча ко мне подошла учительница, которая хотела уехать в деревню, она просила меня пособить ей в этом. Она дала мне письмо, — прилагаю перевод её послания. Оно говорит само за себя. Я дал ей немного еды, и на следующей неделе она отправится в нашей теплушке».

Просьба местной бузулукской учительницы в обратном переводе — это мольба о помощи, короткая история обычного человека, который не хочет умирать в свои 20 лет. Вот оно полностью:

«Надеюсь, вы простите меня за беспокойство. Я хотела бы узнать, смогу ли я поехать в Богдановку в четвёртый день Пасхи. Свой отъезд в Богдановку я хотела бы отложить до указанной даты, поскольку я точно знаю, что не смогу ехать в распутицу, что означает, что мне придётся жить на станции дней десять, до той поры, когда передвижение станет возможным. Чтобы выжить эти дни на вокзале надо ведь иметь хлеб, а его у меня нет. Мне не стыдно честно признаться вам, что я голодаю. В Бузулуке практически все только влачат существование, подобно мне. Для того, чтобы выжить тут, в городе, мне пришлось продать всё, что только можно было продать (а сейчас у меня ничего нету, что можно было бы продать). Смерть ужасна, особенно смерть от голода. А я хочу жить, я ещё молодая, мне только двадцать лет. Я хочу выучиться на доктора, чтобы быть полезной всему человечеству, и обществу в особенности. Это цель моей жизни, и если бы у меня не было стремления добиться этой дорогой для меня цели, смерть меня бы не пугала совсем, я бы не убоялась самоубийства. Но я по-прежнему живу. Потому что у меня есть вот такая цель. Поэтому я прошу вас помочь, чтобы я не умерла от голода, прежде чем я смогла бы достичь того, к чему стремлюсь.

Будьте так добры, скажите, есть ли возможность для меня поехать в вагоне Общества Друзей. Мне никак не узнать ничего про поезда, потому что путь на станцию неблизкий, я пройти его не смогу: всё в грязи. Я была больна сыпным тифом, поправилась только три недели назад, и мне надо быть осторожной, чтоб не подхватить возвратный тиф. Пожалуйста, узнайте, когда будет поезд, и пошлите ко мне посыльного, чтоб он дал мне знать. Адрес мой такой: улица Выгонная, дом 47, Евгения Петровна Зазулина. Объясните мне, как я смогу найти вагон Общества Друзей, если вы позволите мне ехать в нём.
Я ещё раз прошу прощения за беспокойство, но муки голода сильнее меня, они лишают людей деликатности. Я еду в деревню, чтобы спастись от голода, потому что там есть шансы на хороший паёк.

В надежде на светлое будущее, с уважением, Евгения Зазулина».


Квакерский грузовик в Сорочинском у здания, где размещался офис Американской группы ОДК

Из Бузулука Перри Пол перебирается в Сорочинское, центр Американской группы ОДК. Летом 1922 года он становится заведующим и главным наставником в созданной им школе трактористов. Квакеры поставили не один десяток тракторов в Россию, в Бузулукский уезд — чтобы помочь крестьянам, выжившим после страшного голода, пахать землю по всей округе.
Квакерские трактора в Сорочинском

Срок пребывания Перри Пола в России подходил к концу в декабре 1922 года, и квакеры устроили вечеринку в Сорочинском по случаю отъезда американца-механизатора на родину. Это был интернациональный вечер, пришли и сотрудники Перри — молодые люди, которых некогда выбрали из числа голодающих жителей Сорочинского, — их научили как управлять тракторами Фордзон, научили тому, распахивать на этих машинах окрестные поля. Американский журналист Роберт Данн (Robert Dunn) вспоминал: «Среди русских механивков — двое светловолосых братьев Лукиных, — Лёня и Митя. Один из них — розовощёкий и застенчивый, одет в русскую косоворотку, на нём хорошо смазанные сапоги. Второй — с гордостью обходит всю комнату со своей невестой, молоденькой барышней, которая сияет от счастья: жених представляет её каждому и присутствующих.
Трактористы из школы Перри Пола (второй справа в первом ряду) в Сорочинском

Серьёзный Семён Трунов выдавал такие мелодии на гармошке, что ноги сами шли в пляс. Наш аккуратный и пунктуальный во всём лысоватый бухгалтер Ермолай Копылов решил показать своё мастерство танцора американцам, чьи неумелые движения вызывали вежливый смех. Здесь не было никаких классовых барьеров: плясали и кухарки, и дворник из гаража, и бухгалтер. Тут же были и сотрудники миссии, и переводчики — все выкаблучивали сложные па замечательных старинных крестьянских танцев».
Апогеем вечера стало выступление бухгалтера, который пожелал счастливого пути Перри Полу, наказав поскорее возвратиться, да не одному, а с сотней тракторов, которыми будут вспаханы тысячи десятин. И неудивительно, что Перри говорил всем присутствующим, что он самым серьёзным образом подумывает о возвращении в Россию.

Такие вечера будут долго оставаться в памяти как тех, кто приехал помочь, так и тех, кто получал эту помощь, их будут вспоминать точно так же, как и помощь материальную.

Фото Перри Пола с надгробного камня

Перри Пол не приехал в Советский Союз. Директор квакерского офиса в СССР Эдвард Боллс (Edward K. Balls) писал в 1924 году Перри Полу из Москвы: «Три недели назад я был в Бузулуке, и я видел там нашего бывшего переводчика и тракториста Сергея Муху, только он теперь не работает в Миссии. Он с несколькими парнями создал бригаду, и они пытаются заработать на жизнь на лесоповале в Колтубанке. Они взяли напрокат один из тракторов Гарнер — из Бузулукского Земотдела. Я понятия не имею, как эта схема работает. Если я что-то могу сделать для того, чтобы помочь ему, будьте уверены, что я сделаю это. Многое поменялось в этой стране, я думаю, что ты многое бы не узнал». 

Времена изменились, в квакерской помощи больше не нуждались. Но несомненно то, что квакерские тракторы ещё долго служили местным крестьянам, и память о Перри Поле и десятках других англичан и американцев, спасавших от голода, какое-то время жила в Сорочинске и Бузулуке.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров

Внук Льва Толстого и квакеры