Советская рулетка Артура Уоттса


В 1934 году английский квакер Артур Уоттс (Arthur Watts) сказал в интервью журналу The Friend: «Выполнение первой пятилетки потребовало огромных капитальных затрат за счет уменьшения производства товаров потребления. В этот период было чрезвычайно трудно купить какие-то обычные вещи, которые не вошли в список основных потребностей. Например, я, строитель, хотел купить рулетку, но — не смог»


В том году Артур Уоттс приехал в Англию в последний раз. Уже три года он жил в Советском Союзе и трудился на заводе, а на родину, в Манчестер, приехал в отпуск: повидать отца и брата. Квакерский еженедельник не упустил возможности взять интервью у необычного члена Религиозного общества Друзей.

Артур Уоттс родился в Манчестере 8 февраля 1888 года в квакерской семье Чаллакомба и Агаты Уоттс. Это была большая семья, — у Артура было пять братьев и одна сестра. В молодые годы он работал плотником — вместе со своим отцом и братом. Началась первая мировая война. Он сам, как и его братья Фрэнк, Реншоу и Эштон, стали отказчиками. Артур категорически отказался нести службу в армии, хотя бы и не связанную с участием в боевых действиях, за что был осуждён британским судом. Вскоре после выхода из тюрьмы он снова предстаёт перед судом, который приговорил его к шестимесячному сроку — на этот раз за распространение листовки «Мы бросаем вызов милитаризму».

После окончания войны Артур Уоттс работает вместе с другими квакерами во Франции: они помогают мирному населению восстанавливать разрушенное хозяйство. В 1920 году английский квакерский Комитет помощи жертвам войны FWVRC отправляет его в Москву с гуманитарным грузом и с заданием распределить сухое молоко, яичный порошок, мыло и лекарства в московских детских учреждениях. Какое-то время Артур Уоттс работает один, потом — в июле 1920 года — к нему на помощь приезжает ветеран квакерской работы в России Грегори Уэлч (Gregory Welch). Грегори уже работал полтора года в Бузулуке (1918-1919), потом в Сибири участвовал в спасении петроградских детей, и потому — в отличие от Уоттса — свободно говорит по-русски. Советские власти не стали продлевать визу Грегори Уэлчу, и тот после месяца работы в Москве, уезжает обратно в Лондон. В ноябре 1920 в Москву приезжает американская квакерея Анна Хейнс (Anna Haines). Она тоже работала в Бузулуке в 1917-1918, знает русский, — Анна и Артур получают в своё распоряжение склад Центросоюза на Переведеновке и офис в здании Наркомпрода, на самой Красной площади. Квакеры — единственная иностранная организация, которую большевики пустили в страну в 1920 году, и которой разрешили заниматься распределением продуктов русским детям.
На квакерском складе Центросоюза в Инструментальном переулке
Голод 1921 года меняет ситуацию: большевики, опасаясь роста числа крестьянских восстаний, открывают двери иностранным миссиям, вызвавшимся помочь миллионам голодающих русских. Квакеры уже здесь, и они — как АРА и многие другие иностранные гуманитарные организации — подписывают соглашение с советскими властями об оказании помощи. Друзья выбирают Бузулук и уезд: там эпицентр голода, и это место им уже хорошо знакомо.

Артур Уоттс становится руководителем квакерской группы помощи в России. В Бузулук с сентября 1921 года начинают поступать продукты, медикаменты, туда отправляются английские квакеры, сотрудники миссии помощи голодающим. Уоттс постоянно мотается между Бузулуком и Москвой. На нём лежит ответственность за организацию бесперебойной поставки продовольствия и распределения квакерских пайков на территории огромного Бузулукского уезда, где число голодающих почти полмиллиона. Объёмы поставок растут, увеличивается и число сотрудников, работающих в уезде и в московском офисе. На подмогу Артуру приезжает его брат Фрэнк (Frank Watts).

Весной 1922 года Артур Уоттс заболел тифом. Несколько недель он был без сознания. После тифа — пневмония, за которой последовал сильный приступ малярии. Его жизнь была на волоске, но он потихоньку выкарабкался. Врачи утверждали, что надежда на полное выздоровление зависит от его поездки в Австралию. Почему в Австралию? Там жила Маргарет Торп (Margaret Thorp), побывавшая в 1921 году в Бузулуке, и познакомившаяся тогда с Артуром Уоттсом. Они переписывались всё это время, и Маргарет Торп собрала деньги для его приезда в Сидней.

Маргарет Стёрдж Торп

Весной 1923 года Артур Уоттс выступает перед разными аудиториями в Мельбурне, Брисбене, Сиднее. Брисбенская «Дейли Стандард» пишет: «Г-н Уоттс намерен вернуться в Россию, как только позволит его здоровье. Как авторитетный специалист по современной России, г-н Уоттс с его выступлением — уникальный случай для Австралии, и его лекция не должна быть пропущена теми, кто желает получить правдивую информацию о внутренних делах России, страны, которую в значительной степени оклеветали, которую неправильно поняли».

Следует заметить, что Артур Уоттс практически с первого дня пребывания в Советской России попал под обаяние коммунистических идей. Его напарник Грегори Уэлч так и говорил: «Артуру Уоттсу всё видится в розовом свете, потому что он коммунист, ...Артур Уоттс не говорит по-русски, а потому верит всему, что ему говорят, и сам того не видит, что большевики далеко ушли от заявленных идеалов».

Конечно, Артур Уоттс стремился вернуться из Австралии в Россию. Но против его возвращения на пост директора квакерской группы выступают американские квакеры. Секретарь Комитета служения американских Друзей AFSC Вилбур Томас пишет, что Уоттс — индивидуалист, что он не способен одобрить планы, выработанным не им самим, а кем-то другим, если при составлении не было его непосредственного участия. Томас продолжает: «Артур Уоттс известен своими симпатиями к коммунистическим идеям, и потому он будет противодействовать более нейтральным и консервативным сотрудникам квакерской группы, работающей в России, он станет источником проблем в процессе взаимодействия с ними. Он не организатор, как говорилось выше, и его возвращение в группу создаст невыносимую ситуацию». Вилбур Томас (Wilbur Thomas) считает, что Артур Уоттс может приехать в Россию частным порядком, и работать там, где ему понравится, но не в квакерском коллективе.

Газетное уведомление о свадьбе Уоттса и Торп
 Уоттс остаётся в Австралии. В 1925 году он женится на Маргарет Торп. Но стремление вернуться в Советский Союз, похоже, не исчезает. В 1930 году он вместе со своей женой Маргарет посещает СССР в качестве туриста. По возвращении в Австралию Артур и Маргарет жили в Мэнли, где дела у Уоттса, строителя по профессии, шли не очень успешно. Работа была только у Маргарет. На каком-то этапе Артур Уоттс сказал ей, что ему очень хотелось бы побывать в России ещё раз, и в августе 1931 года он снова поехал туда — с согласия жены. Виза была выдана три недели пребывания в СССР. Но вскоре Артур написал жене, что у него есть шансы на получение работы в Советском Союзе, а через какое-то время он сообщил ей, что с работой у него теперь всё в порядке, — и ничего более. В июне 1932 года миссис Уоттс написала супругу, что больше не намерена терпеть его длительное отсутствие. Ответ из Москвы был короток: «Должен пояснить, что отъезд отсюда не входит в мои планы. Хотя, когда я уезжал из Австралии, мне казалось вполне вероятным, что я вернусь. Но я так увлёкся моей работой здесь, что намерен остаться… Поскольку тебе удавалось поддерживать себя всё это время, я не смогу отправлять тебе деньги отсюда …». На следующий день Уоттс, подумав, написал ещё одно послание, в котором были следующие слова: «Я хочу, чтобы ты чётко поняла ситуацию. Я развёлся с тобой в соответствии с российским законодательством. Ты не можешь ничего потребовать от меня, пока я нахожусь здесь, независимо от того, как сложившаяся ситуация может рассматриваться в австралийских судах. Я ничего не имею против тебя, но я настолько погрузился в свою работу инженера, что не могу отказаться от неё...»

Эта история попала в газеты: Сиднейская газета, по иронии судьбы называвшаяся Truth (Правда), в заметке «Уехал в Россию, влюбился в работу» сообщалось о том, как австралийская жена получила развод из Мосгорсуда.

В свой приезд в Англию в 1934 году Артур Уоттс в интервью The Friend излагает советскую пропагандистскую сказку: «Сейчас мы видим определенные признаки того, что вторая пятилетка идёт хорошо. Сейчас наша цель заключается в том, чтобы обеспечить изобилие всего, — ведь без этого невозможно представить реальный коммунизм и бесклассовое общество». Он работает в Бобриках (ныне Новомосковск), неподалёку от Москвы, и описание его места жительства напоминает советские кинокартины: «В городке красивые жилые дома, ясли и детские сады, рабочие клубы, столовые и домовые кухни, которые готовят 60 000 блюд в день». При этом вновь прибывшие рабочие, вчерашние крестьяне, почему-то привезли с собой живых коз, свиней, кур — рассказывает Уоттс — для подстраховки, если вдруг есть будет нечего.

Артура Уоттса навещали редкие гости из США и Англии. В 1957 году с ним встретились молодые английские квакеры, участники Московского фестиваля молодёжи и студентов. Он оставил им свой московский адрес: Выставочный переулок, дом 16а кв. 38. По воспоминаниям участников встречи, Уоттс уверял, что в СССР он мог отдавать себя всего на службу обществу, что было невозможно, когда он работал на хозяина в капиталистическом обществе. Он чувствовал «свободу, подобную той свободе, что ощущает художник, который может писать картины, полностью выражая себя, пускай он даже при этом остаётся бедным».

Делегация британской молодёжи в Москве в 1957
Сейчас трудно судить, что было в голове у этого человека в 1957 году — после всех сталинских чисток, после войны, во время которой он получил советское гражданство. В самом ли деле он старался видеть только хорошее, или самоцензура настолько вошла в его плоть и кровь, что даже в обстановке эйфории Московского фестиваля он, казалось, предпочитал говорить фразами советского агитпропа.

Артур Уоттс умер в 1958 году, звали его в Советском Союзе Артур Ватс. С большим трудом мне удалось отыскать его фото 1930-х годов. Поиски его могилы в России пока не принесли результатов. Противоречивая личность. Квакерская миссия в Бузулуке обязана его лидерству: это он создал дух понимания и любви в коллективе, он спасал жизни незнакомых русских крестьян, и это он бесчеловечно обошёлся со своей женой, и это он восхвалял советскую власть до последних дней своих.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров

Из жизни квакерского центра в советской Москве

Внук Льва Толстого и квакеры