Доктор Маккензи


Мелвилл Дуглас Маккензи (Melville Douglas Mackenzie, 1889-1972) был не совсем обычным доктором. За свою жизнь он много путешествовал по всему миру, оказывая помощь и поддержку странам, пораженным холерой, тифом, малярией и другими быстро распространяющимися инфекциями. Из Месопотамии судьба бросала его в Россию, из России — в Грецию, в Болгарию, а потом была Боливия, Сингапур и Китай. Часто в тех местах, куда приезжал доктор Маккензи шли войны, происходили революции и лютовал голод. Но эти катаклизмы случались не из-за него. Наоборот, он помогал людям превозмогать трудности и лечил их.

Первый пост Мелвилла Маккензи был в Месопотамии — он работал там в 1916 году в рядах Медицинского корпуса Королевской армии (RAMC). Работая в больнице в Басре, он лечил холеру, оспу, тиф, чуму и лихорадку. Не довольствуясь только лечением людей, Маккензи также боролся с ящуром, быстро распространявшимся среди индийских тягловых быков, таскавших орудия на полях сражений.



После работы в RAMC в Первую мировую войну, Маккензи вернулся домой, в Англию, — продолжить работу по борьбе с инфекционными заболеваниями в портовом городе Ливерпуле. Он отвечал за проверку кораблей на рейде, — перед выходом на берег и разгрузкой товара надо было убедиться, что экипаж и грузы не несли опасности инфекции или заболеваний. С 1919 по 1922 год Маккензи работал в Хаддерсфилде, Ливерпуле и Ньюкасл-апон-Тайне.

В 1922 году Маккензи покидает свой пост в Ливерпуле, — он едет в Россию, чтобы помочь квакерам в борьбе с голодом в этой стране. Перед доктором стоит задача — уберечь сотрудников миссии Друзей от тифа. 

В своей книге "Квакеры в России" Риченда Скотт рассказывает о том, как доктор Маккензи орагнизовал работу медиков в Бузулуке в 1922 году. В конце 1921 года и в начале 1922 в Москве и Бузулуке умерли двое сотрудниц квакерской миссии: Мэри Паттисон и Виолет Тиллард. Приехавший в Бузулук 31 мая 1922 года Мелвилл Маккензи взялся за дело, и буквально сразу ввёл требование к квакерским работникам. Они должны были носить необычный наряд: те, кто по долгу службы вступал в контакт с больными, облачались в белые бесформенные балахоны невероятных размеров. Эти одежды, кстати, оказались весьма эффективными. Маккензи также настоял на строгом соблюдении ряда мер, направленных на то, чтобы уберечься от заболеваний: тщательная уборка, дезинфицирование и борьба с вшами.

После того, как Мелвилл Маккензи приехал в Бузулук, квакерская миссия разделила свою работу на два направления. Часть сотрудников миссии квакеров занималась раздачей питания и распределяла одежду, другая же группа сконцентрировала свои усилия на здравоохранении в уезде. Они отвечали и за предотвращение эпидемий. Так, в рамках борьбы с тифом под руководством Маккензи на железнодорожной станции Бузулук был открыт карантин, через который должен был пройти всякий прибывающий сюда беженец. Здесь пригодился опыт Ливерпульской гавани. Для обслуживания всех бузулукских больниц в городе открыли общую прачечную. Квакеры организовали скорую помощь из состава санитарно-эпидемических медработников. Эти люди были готовы безотлагательно отправляться куда прикажут — для проведения дезинфекции, для уничтожения вшей. В задачу этой группы быстрого реагирования входила и обработка любого, кто имел контакт с заразным больным. Ещё одна группа, состоявшая из фельдшеров, была постоянно наготове для выезда в конном экипаже туда, где назревала эпидемия.

Меры оказались очень действенными, они не оставляли незамеченным ни одного случая заболевания. Всех детей пропускали через осмотр в поликлинике, в том числе дантистом и окулистом. Безотлагательно назначалось лечение тем, у кого обнаруживали туберкулёз. Дистрофикам назначался дополнительный паёк, — указание об этом назначении врачи давали напрямую в квакерскую группу, занимавшуюся питанием.

Энергичная реакция квакерской миссии в медицинском направлении, стала основной причиной того, что эпидемия холеры летом 1922 года не перекинулась из соседних уездов на Бузулук и регион. Была очень оперативно распределена сыворотка в количестве, достаточном для 100.000 человек. Только в Бузулуке силами квакерской миссии были вакцинированы 40.000 человек.

Когда появилась опасность эпидемии малярии, квакеры открыли малярийную амбулаторию в Бузулуке. Ею заведовала англичанка Этель Кристи (Ethel Christie). Ожидая рост числа заболеваний малярией, доктор Маккензи к весне 1923 года получил достаточно средств для открытия бактериологической лаборатории в здании, расположенном рядом с квакерским офисом на улице Самарской в Бузулуке. Потом квакерам удалось открыть ещё семь новых малярийных станций, а впоследствии увеличить их число до 11. Эта схема была одним из самых важных достижений квакерской миссии, с далеко идущим результатом.

Футбол в Бузулуке. Мелвилл Маккензи в первом ряду, в центре.

К сожалению, самого Маккензи не обошли болезни: несмотря на изобретённый им балахон, врач заболел, и был вынужден уехать домой, в Англию в июле 1923 года.

После России неутомимый доктор Маккензи не сидел дома. Оправившись от болезни, он отправляется в Грецию, потом в Боливию, затем — в Нигерию. Везде он активно ведёт работу по укреплению здравоохранения. До Второй мировой войны Мелвилл Маккензи успел поработать в Сингапуре и Китае.

Доктор Маккензи в Боливии. 1930 год
После Второй мировой войны Маккензи принял участие в создании Всемирной организации здравоохранения в качестве главного делегата Соединенного Королевства на первых шести ассамблеях ВОЗ. Макензи был также председателем исполнительного совета ВОЗ в 1953-1954 гг. Несмотря на эту новую нагрузку, он продолжал свои рабочие вояжи — чередой шли поездки по Ближнему Востоку, на Ямайку и, наконец, в Марокко.

Мелвилл Маккензи на заседании ВОЗ. Около 1946
Обширные поездки Маккензи, подробно описаны им в письмах, в отчётах и ​​дневниках. Воистину международный доктор. Два года, проведённые Мелвиллом Маккензи в Бузулуке заложили крепкий фундамент местной системе здравоохранения.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Квакеры и бузулукское здравоохранение

Мария Мансурова (Ребиндер) у квакеров

Внук Льва Толстого и квакеры