Нуортева. К квакерам Советская Россия не имеет никаких замечаний
У советских, как и у российских
властей приступы неприязни к иностранцам последние сто лет случались
периодически. В иные годы большевики жгли калёным железом всё иностранное,
борьба с низкопоклонничеством велась такая, что только треск стоял. Иногда
кремлёвских борцов вдруг отпускало, — обычно это случалось в дни смертельной
опасности для Москвы: в годы второй мировой войны, или — ещё раньше — в
голодные 1920-е годы.
Среди тех, кто был «командирован»
большевиками на прямой контакт с иностранцами, были разные люди. Одним из таких
советских чиновников был финский швед Александр Нюберг, в 25 лет взявший себе
финские имя и фамилию: в 1906 году сын телеграфного служащего Клауса-Фредерика
Нюберга и дочери курского полицмейстера Анны Александровны Сахаровой стал
зваться Сантери Нуортева. Матрос и кочегар, учитель и журналист, до революции
примкнувший к большевикам, был полиглотом. После семи лет работы в США, и потом
ещё двух лет — в Британии, Нуортева был выслан из Лондона, и прибыл в Москву в
1920 году. Он стал заведующим отделом стран Антанты и Скандинавии Народного
комиссариата иностранных дел РСФСР. Именно в 1920 году он подружился с
квакерами.
С весны 1920 года в Москве начал
работу по оказанию гуманитарной помощи и распределению приходящих из Британии продуктов
английский квакер Артур Уоттс. Осенью того же года большевики разрешили въезд в
Советскую Россию американке Анне Хейнс. Она уже трудилась в составе квакерской
миссии в Бузулуке в 1917-1918. Вдвоём с Артуром Уоттсом Анна отвечала за
получение гуманитарных грузов на московский склад в Переведеновке, за
распределение сухого молока и рыбьего жира по детским учреждениям Москвы. Контактным
лицом для них был назначен Сантери Нуортева, завотдела НКИД.
И Уоттс, и Хейнс отмечали
доброжелательность советского чиновника: между ними установилось рабочее
взаимопонимание, что способствовало эффективному сотрудничеству. Нуортева,
долго проработавший в Америке и Англии, знал, кто такие квакеры, и у него не
вызывал никаких негативных эмоций тот факт, что англичанин и американка «желали
вступить в религиозное братство с русскими людьми, которые исповедуют взгляды,
схожие с квакерскими». И это при том, что Артур Уоттс прямо заявлял большевику,
что помощь детям России не имеет никакой политической подоплеки: квакерами
руководит лишь любовь и сочувствие по отношению к людям, попавшим в беду. Англичанин
особо подчёркивал: «Такая помощь, конечно, ни в коей мере не выражает нашего
сочувствия по отношению к вашим политическим целям, а также к средствам,
которыми вы их достигаете».
Более того, Уоттс имел смелость
поучать нкидовца: «Мы твёрдо убеждены в том, что ни одно социальное
преобразование, основанное лишь на материальных ценностях, либо на физическом
принуждении, не может достичь своих целей, если оно не сопровождается ещё и
духовной революцией». Честные заявления о стремлении иностранных квакеров
установить контакты с русскими пацифистскими сектами и о необходимости духовной
революции никак не смущали товарища Нуортеву.
В конце декабря 1920 года небольшая
группа иностранцев, живущих на тот момент в Москве, пригласила советского
чиновника на рождественский ужин. Яства на стол шли из личных запасов каждого
иностранного участника пиршества. Почётным гостем был товарищ Нуортева. Он
произнёс речь, в которой объяснял причины различных неприятностей, которые, как
он понял, имели место в отношении работающих здесь иностранцев. В конце
рождественской речи советский чиновник отвесил комплимент именно квакерам,
сказав, что они — единственная организация социальной службы, в отношении
которой Советская Россия не имеет никаких замечаний в смысле злоупотребления
заявленной миссией.
Такая симпатия, открыто высказанная в
отношении иностранцев, наверно, не могла пройти незамеченной. Уже через три
месяца после рождественской речи, в марте 1921 года товарищ Нуортева был
арестован ВЧК. Его обвинили в шпионаже. Удивительно, но «Дело Нуортевы»
закончилось ничем: 23 января 1922 г. его освободили из-под стражи. Просидел он
менее года, и в дальнейшем следствие по делу прекратили, а сам Сантери Нуортева
был отправлен заведующим отделом народного образования в Карелию. После Карелии
его на год вызвал в Москву Литвинов — для работы заведующим англо-американским
отделом Народного комиссариата иностранных дел РСФСР. Однако уже с 1924 и до
самой смерти в 1929 году Нуортева работал в Карелии на различных советских
должностях. Похоронили его в столице Карелии.
Его умение сотрудничать с иностранцами
большевики ему, очевидно, не простили, и расправились с ним мёртвым: имя
Сантери Нуортевы было стёрто с могилы в центре Петрозаводска в 1937. Переписали
историю после 1956 года, имя тоже переписали, и на надгробном камне написано
Александр Фёдорович Нуортева.
Сказать по правде, я до недавней поры
не сталкивался с именем Сантери Нуортевы, и не знаю, насколько хорошо оно
известно в Карелии. У кремлёвских всегда в почёте не те, кто может
конструктивно сотрудничать, а те, кто саблей машет, и кричит громко.
Комментарии
Отправить комментарий