О Духе, убравшем все причины войн, о бескорыстии и христианской доблести

Английский квакер Грегори Уэлч (Gregory Welch) работал в России в составе первой миссии в Бузулуке и Тоцком в 1917-1919. В 1920 году он был допущен в страну лишь на месяц, помочь Артуру Уоттсу. Тогда он неоднократно встречался с толстовцами. Покинув РСФСР в августе 1920, Уэлч стал искать ресурсы для поддержания российских сторонников ненасилия из Общества Истинной Свободы.


Сто лет назад, в октябре 1920 года Уэлч пишет письмо в США, квакеру Полу Фёрнасу, (Paul Furnas) секретарю Комитета служения американских Друзей AFSC, заместителю директора Американского союза защиты гражданских свобод ACLU:

 

Пол Фёрнас в 1920

«Всякий приезжающий в Россию в эти дни не может отделаться от ощущения сильнейшей депрессии… Но в эти времена тяжёлого физического труда и великой национальной нужды происходит удивительное. Российская история уже неоднократно демонстрировала нам как неохватное чувство превращалось в спонтанное народное движение… ищущих, которые зовут себя «Общество Истинной Свободы» – потому что они ищут именно истинную духовную свободу. Они чувствует, что всё остальное — приложится потом. Они понимают, что идеальный путь может быть обретён только после того, как индивидуум избавится от власти человека и обретёт водительство от источника, какой может быть достигнут. И что истинная свобода есть состояние, когда человек может беспрепятственно высказать всё».

 


Движение сторонников ненасилия, пишет английский квакер, не ограничивается лишь разговорами и поиском. Они вовсю заняты — заботятся о болящих, дают кров сиротам, занимаются производством и служат тем, кто в нужде. Они содержат больницы, приюты, мастерские и места для встреч без государственной поддержки и помощи.

 

Грегори Уэлч посетил несколько детских приютов в Подмосковье, которые принадлежат толстовцам, и он был приятно поражён атмосферой, царящей там. «Ни в одном детском учреждении я не ощущал такого доброжелательства и братства, как здесь. Они пели и играли в саду, они разговаривали со мной и задавали вопросы про «их братьев в Англии и Америке» и повсюду в мире… Они пели мне песни о доброй воле и братстве, о приключениях, а не о поле битвы, — пели об отважных делах, творимых братьями, страдавших за правду и за свои принципы. Там были и песни о Духе, убравшем все причины войн, о бескорыстии и христианской доблести».

 

Уэлч пишет Фёрнасу, что «Общество Истинной Свободы» подготовило к печати сборник «На каждый день», который имел бы огромное значение для групп Общества, он мог бы стать «крепкой отправной точкой и путеводителем к тем идеалам, к которым стремятся люди».

 


Представители Общества назначили Уэлча своим представителем и обратились к нему с просьбой помочь с публикацией этих изданий. В Москве у них есть печатный станок, но делу никак не сдвинуться с точки по причине отсутствия бумаги. Грегори Уэлч пишет, что у членов Общества есть договорённость с Советскими властями, что им дадут добро на импорт бумаги, посланной из-за рубежа. На закупку бумаги потребуется сумма около £10,000, пишет Уэлч американскому квакеру, призывая Друзей в США помочь: «Есть уникальная возможность оказать помощь в создании реальной основы для России, без вовлечения какой-либо политической партии или сторонней организации, поскольку мы говорим о глубоко духовном движении, а никоим образом не о политическом».

 

Я не нашёл документальных свидетельств покупки бумаги и транспортировки её в Советскую Россию толстовцам. Очевидно, голод 1921 года изменил приоритеты финансирования работы квакеров в России. Американские и английские квакеры спасали жизни русских людей, отложив вопросы духовности на потом.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Внук Льва Толстого и квакеры

Квакеры и бузулукское здравоохранение

И звали их Мэри Паттисон и Вайолет Тиллард