О Духе, убравшем все причины войн, о бескорыстии и христианской доблести
Английский квакер Грегори Уэлч (Gregory Welch) работал в России в составе первой миссии в Бузулуке и Тоцком в 1917-1919. В 1920 году он был допущен в страну лишь на месяц, помочь Артуру Уоттсу. Тогда он неоднократно встречался с толстовцами. Покинув РСФСР в августе 1920, Уэлч стал искать ресурсы для поддержания российских сторонников ненасилия из Общества Истинной Свободы.
Сто лет назад, в октябре 1920 года Уэлч пишет письмо в США, квакеру Полу
Фёрнасу, (Paul Furnas) секретарю Комитета служения американских Друзей AFSC, заместителю директора
Американского союза защиты гражданских свобод ACLU:
Пол Фёрнас в 1920 |
«Всякий приезжающий в
Россию в эти дни не может отделаться от ощущения сильнейшей депрессии… Но в эти
времена тяжёлого физического труда и великой национальной нужды происходит
удивительное. Российская история уже неоднократно демонстрировала нам как
неохватное чувство превращалось в спонтанное народное движение… ищущих, которые
зовут себя «Общество Истинной Свободы» – потому что они ищут именно истинную
духовную свободу. Они чувствует, что всё остальное — приложится потом. Они
понимают, что идеальный путь может быть обретён только после того, как
индивидуум избавится от власти человека и обретёт водительство от источника,
какой может быть достигнут. И что истинная свобода есть состояние, когда человек
может беспрепятственно высказать всё».
Движение сторонников ненасилия, пишет английский квакер,
не ограничивается лишь разговорами и поиском. Они вовсю заняты — заботятся о болящих,
дают кров сиротам, занимаются производством и служат тем, кто в нужде. Они
содержат больницы, приюты, мастерские и места для встреч без государственной
поддержки и помощи.
Грегори Уэлч посетил несколько детских приютов в
Подмосковье, которые принадлежат толстовцам, и он был приятно поражён атмосферой,
царящей там. «Ни в одном детском учреждении я не ощущал такого
доброжелательства и братства, как здесь. Они пели и играли в саду, они
разговаривали со мной и задавали вопросы про «их братьев в Англии и Америке» и
повсюду в мире… Они пели мне песни о доброй воле и братстве, о приключениях, а
не о поле битвы, — пели об отважных делах, творимых братьями, страдавших за
правду и за свои принципы. Там были и песни о Духе, убравшем все причины войн,
о бескорыстии и христианской доблести».
Уэлч пишет Фёрнасу, что «Общество Истинной Свободы» подготовило
к печати сборник «На каждый день», который имел бы
огромное значение для групп Общества, он мог бы стать «крепкой
отправной точкой и путеводителем к тем идеалам, к которым стремятся люди».
Представители Общества назначили Уэлча своим
представителем и обратились к нему с просьбой помочь с публикацией этих
изданий. В Москве у них есть печатный станок, но делу никак не сдвинуться с
точки по причине отсутствия бумаги. Грегори Уэлч пишет, что у членов Общества
есть договорённость с Советскими властями, что им дадут добро на импорт бумаги,
посланной из-за рубежа. На закупку бумаги потребуется сумма около £10,000,
пишет Уэлч американскому квакеру, призывая Друзей в США помочь: «Есть уникальная возможность оказать помощь в создании реальной
основы для России, без вовлечения какой-либо политической партии или сторонней
организации, поскольку мы говорим о глубоко духовном движении, а никоим образом
не о политическом».
Я не нашёл документальных свидетельств покупки бумаги и
транспортировки её в Советскую Россию толстовцам. Очевидно, голод 1921 года
изменил приоритеты финансирования работы квакеров в России. Американские и
английские квакеры спасали жизни русских людей, отложив вопросы духовности на
потом.
Комментарии
Отправить комментарий